Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Воронов Павел Николаевич - Централизованная библиотечная система города Костромы Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

Материал предоставила: Студентка 1 курса КГУ им. Н.А. Некрасова Железова Елена Сергеевна.

Война, для семьи моего прадедушки по маминой линии, началась тогда же, когда началась для всей страны. В сороковых годах многие семьи в Селище жили трудно. В их семье было четверо детей. Старшей Вере 22 года, Павлу 19 лет, Ивану 17 лет, а самому младшему Александру 11 лет, в мае 1941 года он закончил 4 класса.

Моя бабушка Татьяна хорошо запомнила своего дядю Пашу по рассказам и воспоминаниям его матери Мелании Гаврильевны (1888 года рожденья). Павел Николаевич работал на смычке завода № 1 Костром лес «Красный Фанерник» вместе со своим отцом Николаем Ивановичем (1888 года рожденья). Его призвали на защиту Родины в начальный период войны. Дома с тревогой и нетерпением ждали весточку с фронта. И вот первая весточка : «Прибыли в Коломну Московской области. Зачислен в роту связи рядовым красноармейцем. Проходим строевую и специальную подготовку».

В середине зимы 1942 года пришла новая весточка, полная неизвестности: «Нахожусь в дороге, едем на фронт». Лишь по случайным наметкам в письмах догадывались где именно, в каких городах и местечках проходит боевой путь их сына и брата. Ведь на конвертах вместо обратного адреса был только номер полевой почты. Иногда даже это были не письма, а коротенькие записки в несколько строк. Но как их ждали, сколько радости они приносили. Значит жив и здоров, воюет с врагом.

Шел 1943 год, позади 2 года войны. И хотя наша армия перешла в наступление, враг сильно сопротивлялся. В письмах тоже звучали отзвуки пережитых боев. В конце 1943 года он писал в письме: «Нахожусь сейчас в тяжелых условиях. Наступаем, освобождаем свою Родину от фашистов. Враг сильно сопротивляется, идут тяжелые бои.Здесь каждую минуту угрожает смерть».

171-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, в котором служил Павел Николаевич, входил в состав 34-й армии. Участвовал в наступлении на Старую Руссу, с боями продвигался по территории Псковской области, Ленинградской, Новгородской. Летом 1944 года полк вышел на территорию Латвии и принимал участие в освобождении Риги. Линию фронта в Прибалтике немцы считали сильно укрепленной. На громадном пространстве тянулись оборонительные полосы, усиленные огневыми сооружениями, минными полями. Шли тяжелые бои.

Павел Николаевич был батальонным связистом. Работа связиста на фронте была очень тяжёлой и опасной. Когда нарушалась связь комбата с ротами, в любое время суток, под пулеметным или артиллерийским огнем, связист должен был найти порыв и восстановить линию. Сколько раз Павлу приходилось под пулями и осколками ползти на животе по-пластунски или пробираться сквозь темень нащупывая телефонный кабель, кусачками, а тои просто окоченевшими пальцами сращивать провода, проверять слышимость на линии и только после этого возвращаться на свой пост.

Весной 1945 года в Латвии шли еще бои, но уже чувствовалось скорое окончание войны. В своем последнем письме домой Павел написал: «У нас уже весна, распустились деревья. Очень скучаю по дому, по нашей Волге. Хорошо бы сейчас покупаться, на лодочке покататься, половить рыбку. Думаю, что война скоро закончиться, приеду домой женюсь, буду растить детей. Так хочется вас всех обнять…»

Но его планам не суждено было сбыться. 7 марта 1945 года в бою возле хутора СмардесКрогсТукумского района он погиб, когда ему было всего 23 года. Боевые товарищи написали матери, что ваш сын погиб в бою за Родину, проявив геройство и мужество.

Бабушка рассказала мне, как бережно хранила письма от сына фронтовика его мать. Как вечерами она доставала из коробки эти маленькие треугольнички, где на простом тетрадном листочке карандашом были торопливо написаны весточки о самом сокровенном. Как плакала читая эти исписанные листы, а иногда просила почитать их мою бабушку, ведь ей тогда было чуть меньше, чем сейчас мне. И поэтому эти письма она запомнила очень хорошо. До самой смерти она жалела, что не смогла побывать на могилке своего сына.

В книге памяти Костромской области я нашла запись, где захоронен Воронов Павел Николаевич. И через интернет решила найти это место. И мне это удалось.

В этой братской могиле захоронено 496 человек из них известных 471, в том числе и мой родственник Воронов Павел Николаевич. Я очень жалею, что раньше не было таких возможностей, и моя прапрабабушка не видела этой могилы даже на фотографии. После ее смерти в 1969 году, все письма от сына остались у ее старшей дочери Веры, а впоследствии при переезде на новое место жительство и вовсе утеряны.

Жители села Селище, где родился и вырос Павел Николаевич решили увековечить память о тех, кто не пришел с фронтов Великой Отечественной войны, создав мемориал памяти на собранные односельчанам средства в виде развернутой книги на двух беломраморных плитах листах. На них высечено 109 фамилий. Мемориал был открыт на приходском кладбище 22 июня 2005 года.