Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
125 лет со дня рождения П. А. Кульженко Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

125 лет со дня рождения П. А. Кульженко

Полина Аркадьевна Кульженко (1891 – 1983) - кандидат искусствоведения, преподаватель Костромского художественного училища и научный сотрудник Костромской картинной галереи, уроженка г. Киев. С 1955 года жила в Костроме.

До войны заведовала Киевским музеем русского искусства. Ей довелось остаться в оккупированном Киеве, и она была вынуждена перед уходом отсюда немцев готовить к вывозу музейные сокровища. Полина Аркадьевна старалась не упускать их из виду, сопровождала до далекого Кенигсберга вместе с пожилой женщиной, которую она называла няней (немцы считали её матерью Кульженко) - и там стала свидетельницей пожара, в котором погибли многие произведения искусства...

Груз из Турецкой крепости города Каменец-Подольский (куда он перевозился с 25 сентября 1943 г. из Киева) отправлялся в Кёнигсберг. В конце 1943 года Кульженко прибыла в Кёнигсберг, жила в районе Амалиенау, организовала выставки икон и картин в музее замка.

14 января 1944 г. Полину Аркадьевну с киевскими коллекциями направляют в Рихау, где она проверяет соответствие содержимого ящиков, составляет их описи, научные карточки экспонатов и каталог икон.

В 24 ящиках находились 364 картины, 9 скульптур, 20690 гравюр из Киевского музея западного и восточного искусства (ныне - Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко), 281 картина, 12 гравюр, 25 ковров и гобеленов из Харьковского художественного музея (ныне - Украинская государственная картинная галерея в Харькове), неизвестное количество экспонатов Киевского музея русского искусства (ныне - Киевский национальный музей русского искусства) и Киево-Печерской Лавры, в том числе более 1000 икон XVI-XVIII веков. Огромный транспорт музейных вещей, вывезенных немецкими фашистами при оставлении ими Киева в ноябре 1943 года, погиб, по словам сопровождавшей эти вагоны П. А. Кульженко, в ночь с 17 на 18 февраля 1945 года при бомбардировке одной из железнодорожных станций в Германии.

В мае 1945 г. не стало няни Полины Аркадьевны. В июне 1945 г. Кульженко вернулась в село Синява Киевской области, где устроилась на работу медсестрой на сахарный завод. Однако в 1946 году она была арестована и осуждена на 10 лет за сотрудничество с нацистами, отбыла срок под Ярославлем в ИТК п/я ЮН 83/12 УМВД по Ярославской области, где вязала хозяйственные сетки и работала в библиотеке лагеря, была организатором литературного кружка.

После освобождения с 1955 года Полина Аркадьевна проживала и работала по специальности в Костроме. Восемь с половиной лет она провела в заключении, и даже после смерти Сталина ее не реабилитировали - так она и жила с клеймом "пособницы нацистов".

Полина Аркадьевна Кульженко была частым гостем в библиотеке им. А.С. Пушкина, читала лекции по искусству.

Ее последние годы проходили в Костроме, в доме для престарелых.

Полина Аркадьевна не теряла связи с племянником, О.Б. Кривоглазом, архитектором, который прожил 94 года, и которого она очень любила. У Осипа Кривоглаза сохранялись ее воспоминания о пережитом, письма. В одном из них она советовала ему: "Бери пример с меня, твоей по-настоящему престарелой тети, ведь мне завтра исполнится 85 лет и 7 месяцев, а я по просьбе многих людей (верь мне, я не преувеличиваю) собираюсь прочесть еще несколько лекций, хотя глаза плохи, а сердце то стучит ужасно, то замирает..."

А вы знаете, что…

До своих последних дней, по словам ближайшей подруги Полины Аркадьевны - О.Р. Ильиной, она выбирала день для какого-то очень важного заявления о пропавших коллекциях, но так и не успела это сделать. Приехавшей к ней сотруднице одной из калининградских поисковых экспедиций Полина Аркадьевна сказала: "Копайте глубже. Почувствую, что смерть на пороге, сообщу тебе, где...".

 

 

 

Назад