Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
85 лет со дня первого показа звукового фильма в г. Костроме (1932) Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

85 лет со дня первого показа звукового фильма в г. Костроме (1932)

В начале 30-х годов в результате достижений советских и иностранных специалистов кино стало звуковым. Как и в других странах, переход от немого к звуковому фильму в СССР совершается отнюдь не гладко. Среди кинодеятелей конца двадцатых — начала тридцатых годов оказалось немало людей, решительно возражавших против звука в кино и считавших немой фильм единственной «законной» формой киноискусства.

Противником звукового фильма выступает одно время Виктор Шкловский. Он утверждает, что кинофильм не отображает действительность, а «состоит из ряда моментов», лишь «ассоциативно» связанных с «моментами реальными». «Перед цветным кинематографом и кинематографом говорящим,— писал он в 1927 году в книге «Их настоящее»,— в качестве препятствия стоит не техника, а отсутствие необходимости. Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга».

Эти же мысли развивал в те годы и Ю. Тынянов «Перспективы кинетофона, стереоскопического кино и цветного кино нас мало восхищают»,— писал он в сборнике «Поэтика кино».

Высказывания Шкловского и Тынянова носили чисто теоретический характер и были опубликованы еще до появления звуковых фильмов в СССР, но близкие к ним взгляды выражались некоторыми мастерами кино значительно позже.

В начале тридцатых годов режиссер А. Роом на анкету журнала «Советский экран» «Что можно сказать о говорящем кино?» — то это совершенная нелепость и чепуха. И ничего нового такое говорящее безобразие дать не может... Когда пропадает экранная тишина — пропадает 99 процентов кинематографа».

Общеизвестно, что Чарли Чаплин свыше десяти лет после изобретения звукового кино отказывался от устного слова на экране и продолжал ставить немые фильмы.

Такова была инерция мышления многих художников, выросших на поэтике немого кино.

Но жизнь брала свое. Как и во всех областях человеческой деятельности, более совершенная техника побеждала менее совершенную: техника звукового кино, позволявшая отражать действительность в формах, более ярких и более близких к формам самой жизни и наших представлений о ней, постепенно оттесняет технику кино немого.

«Путёвка в жизнь» (1931)— первый звуковой советский фильм, поворотная точка от традиций немого кино и советского кино-авангарда к стилистике социалистического реализма. Впервые зрители услышали в кинозале звуки улицы: скрежет трамвая, шум московской толпы и настоящий городской романс. По воспоминаниям очевидцев, зрители хохотали и плакали на сеансах, а «блатные куплеты» из фильма распевала вся страна.

А вы знаете, что…

Советский фильм «Путёвка в жизнь» (режиссёр Николай Экк,1931) — стал абсолютным хитом 30-х. На I Венецианском кинофестивале 1932 года постановщик «Путёвки» был признан самым талантливым режиссером и получил приз Венецианского фестиваля. Картина была сразу же закуплена 26 странами. По решению ЮНЕСКО этот фильм входит в число 10-ти лучших фильмов всех времен и народов. Популярность фильма могла сравниться только с другим советским блокбастером – «Чапаев».

Назад