Алексей Николаевич Соловьёв (Нелюдим) (1888 – 1931) - поэт, уроженец д. Шокша Галичского уезда.
Отец его работал на местном кожевенном заводе рабочим. Не имея возможности поступить в школу, Алексей научился грамоте у своей полуграмотной сестры. Много читал, особенно любил стихи Н.А. Некрасова и И.С. Никитина. Двенадцати лет, попав с галичскими отходниками в Петербург, А.Н. Соловьёв был отдан в обучение малярному делу. Позднее, как писал сам поэт «исколесил вдоль и поперёк все северные губернии, заглядывал на Волгу, бурлачил, крючничая, грузил дрова, работал на заводах, не забывал и о своей малярной профессии».
Он был талантливым поэтом-самоучкой. Принадлежал к числу первых пролетарских поэтов, которые вместе с В. Маяковским, Д. Бедным, А. Блоком, С. Есениным приняли революцию 1917 года и пытались создать поэтический образ новой России. Многие его стихи отличаются идейностью, проникнуты патриотизмом, верой в светлое будущее своей Родины и родного края.
Его творчество привлекало внимание ряда советских литераторов (А. Тарасенкова, Б. Михайловского). Лучшие его стихи вошли в сборники пролетарской поэзии «Пролетарские поэты первых лет советской эпохи» и «Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917 г.г.», изданных «Советским писателем» в большой серии «Библиотеки поэта», а также в книгу «Поэты «Правды». Стихотворения 1912-1922 г.г.», в которой собраны избранные произведения поэтов – сотрудников «Правды», появившихся на страницах газеты за первое десятилетие её сосуществования.
В годы первой русской революции Соловьёв возвращается в Петербург, активно участвовал в революционных событиях, был арестован и посажен в «Кресты».
С 1910 по 1918 год Алексей Николаевич работает в Петербурге маляром.
Когда в период нового революционного подъёма начала выходить большевистская газета «Правда» А.Н. Соловьёв стал её усердным читателем, а затем и агентом-распространителем.
Писать и печататься он начал в 1914 году. Его первое стихотворение «Маляр» было подписано псевдонимом «Нелюдим». За этим стихотворением последовали «Плотники», «Товарищи» и другие стихотворения. Печатался в «Правде» до закрытия её царским правительством. Печатался Соловьёв и в других газетах: «Варшавское утро», «Армейский вестник».
Во время I мировой войны А.Н. Соловьёв более трёх лет сражался на фронте. В боях был контужен. События этого времени он ярко описал в своих стихах «1914 год», «Похороны», «Кровавый урожай». Его стихотворения печатались в прифронтовых газетах.
Вернувшись с фронта, Соловьёв-Нелюдим продолжает принимать участие в борьбе за власть Советов и продолжает печатать свои стихи в газете «Социал-демократ».
После Октябрьской революции Нелюдим возвращается в Галич. В 1918-1920 годах он деятельно участвует в укреплении Советской власти в городе и районе, более трёх с половиной лет редактирует галичскую уездную газету «Известия исполнительного комитета…» затем газету «Плуг и молот». В газете публиковались его стихи, рассказы, фельетоны. Алексей Николаевич часто выступал с чтением своих стихов на митингах, собраниях и уездных съездах Советов. Здесь он сдружился с художником И.И. Каликиным, фотографом М.М. Смодором, служащим М.Я. Дмитриевым В Галиче вышли его сборники стихов «Полёты» (1920) и «Цветной ковёр» (1922).
Важное место в его творчестве занимают события гражданской войны, новые революционные праздники, увлекают гражданские и бытовые мотивы.
Однако центральная тема поэзии Соловьёва-Нелюдима – старое и новое: жизнь трудящихся при царизме и их жизнь после Октября, радовался росткам нового, светлого. Последующее развитие жизни в России сильно разочаровало Алексея Николаевича. Светлые идеалы, за которые он боролся, были попраны. В своём стихотворении М.Я. Дмитриеву он пишет:
«Голодовки даже жаль, Даже жаль конины Часто видишь ныне шваль, Чести мало ныне….
Не узнаешь в наши дни То, что к свету рвалось, От Советов-то почти Вывеска осталась».
Этот период творчества исследователи творчества Соловьёва-Нелюдима отнесут к «идейному срыву», хотя это была трезвая оценка тогдашнего времени.
А.Н. Соловьёв горячо любил свой родной край и воспевал его в своих стихотворениях. В 1927 году Алексей Николаевич переезжает в Ленинград, продолжая следить за экономической и культурной жизнью Галича и Костромы.
Алексей Николаевич часто выступал с чтением своих стихов на митингах, собраниях и уездных съездах Советов. Здесь он сдружился с художником И.И. Каликиным, фотографом М.М. Смодором, служащим М.Я. Дмитриевым. В Галиче вышли его сборники стихов «Полёты» (1920) и «Цветной ковёр» (1922).
В последние годы жизни с 1927 г. жил в Ленинграде.
А вы знаете, что…
А.Н. Соловьёв горячо любил свой родной край и воспевал его в своих стихотворениях. В 1927 году Алексей Николаевич переезжает в Ленинград, продолжая следить за экономической и культурной жизнью Галича и Костромы.
Моим землякам-галичанам (1920)
Кругом задавленный горами, Ты дремлешь над равниной вод, Мой Галич, с серыми домами Из века в век, из года в год.
Всё так же важен и спокоен Твой строго величавый лик. Кресты и башни колоколен Ты всё хранишь ещё, старик.
Хранишь холмы, овраги, горы, Валы – наследье старины, - Садов и рощ твоих узоры И запах русской стороны…
Что читать:
• Анохин, А. Кострома в будни и праздники / Анохин, А. – Кострома, 2013.- С. 265-267 • Розанова, Н.А. Развитие отхожих строительных промыслов в Галичском уезде // II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. • Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. - Кострома, 2001. - С. 89. • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.- М., 1976.- С. 106-107 • Тиц, А.А. На земле древнего Галича/ А.А. Тиц. - М., 1971. - С. 35 • Кострома литературная.- 2009.- №2.- С. 19-24 |