Поиск

 

Мы в социальных сетях

Полезная информация

Культура РФ

Оценка качества услуг

Полезная информация

Наши акции

Тотальный диктант в Костроме
 

130 лет со дня рождения А.Н. Соловьева (Нелюдима)

Алексей Николаевич Соловьёв (Нелюдим) (1888 – 1931) - поэт, уроженец д. Шокша Галичского уезда.

Отец его работал на местном кожевенном заводе рабочим. Не имея возможности поступить в школу, Алексей научился грамоте у своей полуграмотной сестры. Много читал, особенно любил стихи Н.А. Некрасова и И.С. Никитина. Двенадцати лет, попав с галичскими отходниками в Петербург, А.Н. Соловьёв был отдан в обучение малярному делу. Позднее, как писал сам поэт «исколесил вдоль и поперёк все северные губернии, заглядывал на Волгу, бурлачил, крючничая, грузил дрова, работал на заводах, не забывал и о своей малярной профессии».

Он был талантливым поэтом-самоучкой. Принадлежал к числу первых пролетарских поэтов, которые вместе с В. Маяковским, Д. Бедным, А. Блоком, С. Есениным приняли революцию 1917 года и пытались создать поэтический образ новой России. Многие его стихи отличаются идейностью, проникнуты патриотизмом, верой в светлое будущее своей Родины и родного края.

Его творчество привлекало внимание ряда советских литераторов (А. Тарасенкова, Б. Михайловского). Лучшие его стихи вошли в сборники пролетарской поэзии «Пролетарские поэты первых лет советской эпохи» и «Поэзия в большевистских изданиях 1901-1917 г.г.», изданных «Советским писателем» в большой серии «Библиотеки поэта», а также в книгу «Поэты «Правды». Стихотворения 1912-1922 г.г.», в которой собраны избранные произведения поэтов – сотрудников «Правды», появившихся на страницах газеты за первое десятилетие её сосуществования.

В годы первой русской революции Соловьёв возвращается в Петербург, активно участвовал в революционных событиях, был арестован и посажен в «Кресты».

С 1910 по 1918 год Алексей Николаевич работает в Петербурге маляром.

Когда в период нового революционного подъёма начала выходить большевистская газета «Правда» А.Н. Соловьёв стал её усердным читателем, а затем и агентом-распространителем.

Писать и печататься он начал в 1914 году. Его первое стихотворение «Маляр» было подписано псевдонимом «Нелюдим». За этим стихотворением последовали «Плотники», «Товарищи» и другие стихотворения. Печатался в «Правде» до закрытия её царским правительством. Печатался Соловьёв и в других газетах: «Варшавское утро», «Армейский вестник».

Во время I мировой войны А.Н. Соловьёв более трёх лет сражался на фронте. В боях был контужен. События этого времени он ярко описал в своих стихах «1914 год», «Похороны», «Кровавый урожай». Его стихотворения печатались в прифронтовых газетах.

Вернувшись с фронта, Соловьёв-Нелюдим продолжает принимать участие в борьбе за власть Советов и продолжает печатать свои стихи в газете «Социал-демократ».

После Октябрьской революции Нелюдим возвращается в Галич. В 1918-1920 годах он деятельно участвует в укреплении Советской власти в городе и районе, более трёх с половиной лет редактирует галичскую уездную газету «Известия исполнительного комитета…» затем газету «Плуг и молот». В газете публиковались его стихи, рассказы, фельетоны. Алексей Николаевич часто выступал с чтением своих стихов на митингах, собраниях и уездных съездах Советов. Здесь он сдружился с художником И.И. Каликиным, фотографом М.М. Смодором, служащим М.Я. Дмитриевым В Галиче вышли его сборники стихов «Полёты» (1920) и «Цветной ковёр» (1922).

Важное место в его творчестве занимают события гражданской войны, новые революционные праздники, увлекают гражданские и бытовые мотивы.

Однако центральная тема поэзии Соловьёва-Нелюдима – старое и новое: жизнь трудящихся при царизме и их жизнь после Октября, радовался росткам нового, светлого. Последующее развитие жизни в России сильно разочаровало Алексея Николаевича. Светлые идеалы, за которые он боролся, были попраны. В своём стихотворении М.Я. Дмитриеву он пишет:

«Голодовки даже жаль,
Даже жаль конины
Часто видишь ныне шваль,
Чести мало ныне….

Не узнаешь в наши дни
То, что к свету рвалось,
От Советов-то почти
Вывеска осталась».

Этот период творчества исследователи творчества Соловьёва-Нелюдима отнесут к «идейному срыву», хотя это была трезвая оценка тогдашнего времени.

А.Н. Соловьёв горячо любил свой родной край и воспевал его в своих стихотворениях. В 1927 году Алексей Николаевич переезжает в Ленинград, продолжая следить за экономической и культурной жизнью Галича и Костромы.

Алексей Николаевич часто выступал с чтением своих стихов на митингах, собраниях и уездных съездах Советов. Здесь он сдружился с художником И.И. Каликиным, фотографом М.М. Смодором, служащим М.Я. Дмитриевым. В Галиче вышли его сборники стихов «Полёты» (1920) и «Цветной ковёр» (1922).

В последние годы жизни с 1927 г. жил в Ленинграде.

А вы знаете, что…

А.Н. Соловьёв горячо любил свой родной край и воспевал его в своих стихотворениях. В 1927 году Алексей Николаевич переезжает в Ленинград, продолжая следить за экономической и культурной жизнью Галича и Костромы.

Моим землякам-галичанам (1920)

Кругом задавленный горами,
Ты дремлешь над равниной вод,
Мой Галич, с серыми домами
Из века в век, из года в год.

Всё так же важен и спокоен
Твой строго величавый лик.
Кресты и башни колоколен
Ты всё хранишь ещё, старик.

Хранишь холмы, овраги, горы,
Валы – наследье старины, -
Садов и рощ твоих узоры
И запах русской стороны…

Что читать:

• Анохин, А. Кострома в будни и праздники / Анохин, А. – Кострома, 2013.- С. 265-267
• Розанова, Н.А. Развитие отхожих строительных промыслов в Галичском уезде // II Романовские чтения. Центр и провинция в системе российской государственности: материалы конференции. Кострома, 26 - 27 марта 2009 года / сост. и науч. ред. А.М. Белов, А.В. Новиков. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009.
• Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3. - Кострома, 2001. - С. 89.
• Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.- М., 1976.- С. 106-107
• Тиц, А.А. На земле древнего Галича/ А.А. Тиц. - М., 1971. - С. 35
• Кострома литературная.- 2009.- №2.- С. 19-24

Назад