Геннадий Александрович Ладыженский (1853 – 1916) - художник и педагог, уроженец г. Кологрива Костромской губернии.
Геннадий Ладыженский родился в семье волостного писаря Александра Никаноровича Ладыженского и Екатерины Мефодьевны Невзоровой. Ладыженские - старинный дворянский род, известный в России с 14 века и ведущий свое происхождение от шведского дворянина Облашни (по некоторым источникам Облагини), приехавшего в Московское княжество в 1375 году на службу к Дмитрию Донскому.
Отец Александр Никанорович имел чин губернского секретаря. Впоследствии он занялся коммерческой деятельностью, все последние годы занимался торговлей. И жену взял не из дворян, а из кологривских купцов, породнившись с богатым и многочисленным купеческим родом Невзоровых. У них было трое детей: Иван, Елена и Геннадий.
С детства проявлявший интерес к церквям родного города Кологрива Костромской губернии будущий художник после окончания местного уездного училища уехал в Петербург. Красоты северной столицы определили выбор молодого человека. В 1870 году он становится вольноприходящим учеником Академии художеств, в 1871 переводится на очное обучение.
В 1872 году студент Г. Ладыженский, выполняя учебное задание, делает чертежи и акварельные рисунки русских церквей XVI века в городах Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Проснувшийся в нем повышенный интерес к природе он реализовал переходом в пейзажный класс Академии. Под руководством известного живописца и педагога М.К. Клодта Г. Ладыженский с 1873 по 1879 год сравнительно успешно осваивает изображение натуры.
В 1879 году Г.А. Ладыженский получает звание классного художника второй степени по пейзажу и отмечается участием в академической выставке несколькими картинами с места боев начавшейся войны с турками за освобождение Болгарии. Он и в дальнейшем участвует в выставках, экспонируя на них свои выполненные акварелью и маслом южнорусские пейзажи.
Многие знают портрет Геннадия Александровича кисти И. Крамского. Когда он приехал в Петербург, ему было восемнадцать. Бледное лицо, взлохмаченные волосы, светлая бородка, упрямо сжатый рот и пристальный взгляд – это юный Ладыженский. Таким он поступил вначале вольноприходящим учеником по архитектуре, а потом попросил совет Академии о разрешении держать экзамены для поступления в ученики. Он писал: «Вольнослушателем быть не могу, потому что не имею средств внести плату за годовое обучение». Отец Геннадия, человек крутого характера, был недоволен выбором сыновнего пути и потому оставил его без средств. В 1871 году Геннадий жалуется, что находится в «страшно крайнем положении» и «должен теперь почти что умереть с голоду», а в январе 1872 года снова пишет о своем "безвыходном положении", о том, что он "существует впроголодь". Его товарищ по Академии Г. Сластьон вспоминает, что Ладыженский жил вместе с ним в так называемой "литейно-дворской казенке" и спал на холодном грязном полу, а "с ним спала для теплоты его собачка Дианка".
Позже был учеником профессора М. К. Клодта по пейзажной живописи. Большую роль в становлении Ладыженского как художника сыграли также И. И. Шишкин, И. Н. Крамской и К. К. Костанди.
За 10 лет, проведенные в Петербурге, Ладыженский стал профессиональным художником. Уже тогда у него зародилась страсть к собирательству. Но осуществить свою мечту он смог только тогда, когда жил и работал в Одессе. По ходатайству Академии наук он получил назначение на должность преподавателя рисования в Одесское реальное училище и в начале 1882 года переехал на юг, и с тех пор его жизнь и творчество надолго оказались связанными с судьбами украинского изобразительного искусства. Геннадий Александрович не ограничивал свою деятельность только уроками. Все свои силы он отдавал любимому искусству. В 1899 году он организовал выставку своих картин в Одесской гимназии с тем, чтобы доход от нее пошел в пользу нуждающихся учеников.
В 1891 году Александр III своим указом наградил Геннадия Ладыженского орденом Святого Станислава третьей степени, а в 1896 году Николай II награждает его орденом Святого Станислава второй степени.
Ладыженский создал сотни картин, воспитал десятки учеников, среди которых Б. И. Анисфельд, Ю. Р. Бершадский, П. А. Нилус, А. А. Шовкуненко, И. Н. Шульга и многие другие.
В 1910 году ему было присвоено почетное звание академика.
В 1914 году он вышел в отставку и вернулся в родной Кологрив. Из своей богатой коллекции исторических и художественных памятников он ничего не оставил ни художественному училищу, где проработал около 30 лет, ни городскому музею изящных искусств, в устройстве которого принимал деятельное участие. На родине он намеревался продолжить художественную деятельность, организовать музей. Но обстоятельства складывались неблагоприятно. Началась мировая война. Это произвело на него гнетущее впечатление. Большую свою коллекцию и многочисленные собственные произведения Геннадий Александрович разместил в специально для этого купленном здании в центре Кологрива.
Это бывшее здание райпо, которое сгорело то ли от небрежности, то ли по чьему-то злому умыслу. В советское время на здании была мемориальная доска с текстом: «В этом доме провел последние годы жизни (1914-1916 гг.) художник-академик Геннадий Александрович Ладыженский (1853-1916 гг.)». А в музее долгое время в экспозиции стояло кресло, в котором умер художник.
А вы знаете, что…
После смерти Г.А. Ладыженского его коллекция послужила основанием для создания Кологривского музея с большим и ценным художественным отделом. Большую роль в создании музея сыграли брат Геннадия Александровича Иван Александрович, который помогал пополнять коллекцию, купил ему дом в Кологриве и его сын Николай Иванович, ставший первым директором музея.
В 2003 году, к 150-летию Г. А. Ладыженского, Кологривскому краеведческому музею было присвоено имя художника.
В восточной части города Кологрив существует улица Ладыженского.
Что читать:
• Костромская сторона. Загадки. Истории. Предания и обычаи.- Кострома, 2010.- С. 188-189 • Шпанченко, В. Святая гора на реке Княжой / В.А. Шпанченко. – Кострома, 2009.- С. 69-73 • Йенсен, Т., Кондратьева, И. и др. Костромская усадьба/ Т. Йенсен, И. Кондратьева и др. – Кострома, 2005. – С. 70, 85 • Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.- Кострома, С. 109-111 • Дружнев, В. Ладыженские – академики из Кологрива /В. Дружнев// Костромские ведомости.- 2013.- 8-14 янв. (№1).- С. 10 • Осипова, З. И. Г.А. Ладыженский — «Король акварели»/ З. И. Осипова // Губернский дом. — 2005. — № 1-2. - 64-65 • Тимганов, Э. Ладыженские – знаменитые кологривчане / Э. Тимганов// Кологривский край.- 2005.- 14 июня |