Михаил Александрович Канеев (1923 – 1983) - русский советский живописец, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, заслуженный художник РСФСР, уроженец д. Канеево Чухломского района Костромской губернии.
В 1927 году (в некоторых источниках указывается 1928 год) семья Канеевых переезжает в Ленинград.
В 1931—1937 Канеев занимался в детской художественной школе и параллельно в Центральном доме воспитания детей.
В 1937-1941 учился в Средней художественной школе (ныне Художественный Лицей им. Б. В. Иогансона) при Всероссийской Академии художеств.
В 1941 Канеев поступил на первый курс Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
После начала Великой Отечественной войны был призван в армию и направлен в школу связистов. В начале 1942 года тяжелобольным был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Свердловск.
После выздоровления окончил школу фельдшеров и был зачислен в авиасанитарный полк, переправлявший на фронт кровь. Полк базировался в Тушино под Москвой, а с конца 1944 года был перебазирован в Польшу.
После демобилизации в 1945 в звании лейтенанта Канеев вернулся к учёбе в институте. Занимался у Леонида Овсянникова, Михаила Авилова, Ивана Степашкина, Юрия Непринцева. Параллельно с учёбой с 1947 по 1961 год преподавал в известной детской изостудии Дворца пионеров им. А. Жданова, где приобрёл первый педагогический опыт.
В 1951 Канеев окончил ЛИЖСА им. И. Е. Репина по мастерской Р. Френца. Дипломная работа — картина «По сталинскому маршруту» («Перелет Чкалова, Белякова, Байдукова»).
Впервые Канеев участвовал в выставке «Уральский военный округ» в Свердловске в 1943 году, получив 1-ю премию за серию рисунков «Героический Ленинград в тяжёлые дни блокады».
С 1953 постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В этом же году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Писал городские, архитектурные и ландшафтные пейзажи, жанровые картины, портреты, этюды с натуры. Работал в технике масляной живописи, рисунка и акварели. В 1953 году в Доме творчества в Зеленогорске под Ленинградом состоялась первая персональная выставка Канеева, на которой он показал свыше 100 работ (портреты, этюды).
О поисках своей темы, особенностях живописной манеры и приемах работы над образом говорят показанные на выставках произведения Канеева, среди них «Награждение революционным знаменем Первой Конной армии», «Старый Киев», «Чухлома» (все 1956), «В Хибинах» (1957), «Переулок Крылова», «Переулок Толмачева», «Чухлома» (все 1958), «Ленинград. Улица Гороховая», «Ленинград. На бывшей Сенной» (все 1959), «Ленинградский дворик», «Республиканский проезд», «Обыск» (все 1960), «Фонтанка», «Ленинградский цирк» (обе 1961), «Ленинград. Стрелка Васильевского острова», «Чехословакия. Улица города Зноймо» (обе 1962) и другие.
В 1954—1960 годах Канеев также выполнил по заказу серию картин для Музея Арктики и Антарктики в Ленинграде. Среди них картины «Прибытие самолета на дрейфующую станцию» (1955), «На Севере» (1957), «Беседа В. И. Ленина с учёными об освоении Севера» (1959). Эта большая работа сыграла важную роль в его профессиональном становлении. Среди других заказов этого периода следует выделить «Портрет генерала А. А. Брусилова» (1963), написанный для Музея А. В. Суворова в Ленинград.
К середине 1960-х Канеев определился с главной темой своего творчества, приобретя широкую известность как мастер ленинградского пейзажа-картины. Это подтвердила персональная выставка, показанная 1966 года в залах ЛОСХ, на которой экспонировалось свыше 70 новых работ, созданных автором за последние годы. Сложился узнаваемый индивидуальный почерк художника.
Декоративно-графическую манеру его письма отличали чёткость силуэта, светотеневые контрасты, активное использование чёрной обводки, позволявшей писать светлые места без разбела краски, добиваясь интенсивности колорита.
Помимо ленинградского пейзажа, Канеев пишет Москву, Псков, Новгород, Кострому, совершает творческие поездки в Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию.
Журнал «Художник», поместив репродукцию картины Канеева «Театр комедии», писал об авторе: «Ленинградский живописец Михаил Александрович Канеев известен как мастер городского пейзажа. В своих полотнах, экспонировавшихся почти на всех республиканских и всесоюзных выставках последних лет, художник изображает и шумный, многолюдный Невский проспект, и задумчивую, лирическую Фонтанку, и умытые дождём улицы, и мерцающий цветовыми рекламами вечерний Ленинград. Кистью мастера и сердцем истинного ленинградца он запечатлел в своих произведениях замечательные архитектурные и скульптурные памятники, которыми славен город-герой. Одна из таких работ - «Театр комедии», созданная в 1961 году».
В 1961-1983 Канеев преподавал в ЛГПИ имени А. И. Герцена, С 1966 заведовал кафедрой рисунка на художественно-графическом факультете. Профессор (1972), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982). Персональная выставка в Ленинградском Союзе художников РСФСР в 1966 году.
И свою малую родину Михаил Александрович не забывал никогда. Так глубоко проникли в сердце и память и большое Чухломское озеро, и Авраамиевский монастырь, и, конечно, свой дом, улица. Роза Васильевна, жена художника, вспоминает: «Когда в 1957 г. мы попали в деревню Канеево, я поняла, почему Миша стал художником. Такой русской красоты, как там, я не видела: река Вига, глухие леса, огромные поляны ромашек со стрекозами. Сказочная красота! Все это жило в Мише. Он был поклонник своей Родины!» В искусстве М. А. Канеева отразился характер русской души, русской природы. Нельзя не отметить плодотворные поездки художника на его родину Чухлому.
Красота чухломских пейзажей, созданных М. А. Канеевым, проявляется в гармонии архитектурных форм, в поражающих изысканностью рисунка деталях и, конечно же, в передаче необычайной естественности городской застройки, в ее внутренней связи с окружающей средой. В рисунках и этюдах-картинах художник высказал свое творческое кредо. Выбор пейзажного мотива всегда был не случайным. Он продолжал в своих работах традиции русской пейзажной живописи (прежде всего А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева, И. И. Левитана).
Михаил Александрович Канеев скончался в Ленинграде 6 марта 1983 года на шестидесятом году жизни.
Произведения мастера находятся также в постоянных экспозициях и фондах Москвы, Архангельска, Мурманска, Костромы, Ярославля, Рязани. Его работы представлены в музеях и частных коллекциях Германии, США, Франции, Италии, Японии. В них его душа, мысли, чувства. Память о мастере живет в сердцах людей, любящих русское изобразительное искусство.
А вы знаете, что…
Великая Отечественная война наряду с подъемом патриотических чувств вызвала у М. А. Канеева чувство художественного долга перед страной. На протяжении всего военного времени он делал зарисовки блокадного Ленинграда и его жителей, раненых фронтовиков и медсестер в госпитале. Серия рисунков «Героический Ленинград в тяжелые дни блокады» была представлена на выставке в Свердловске в 1943 г. и получила первую премию.
Газета «Красный боец» 28 февраля 1943 г. писала: «Курсант Канеев представил правдивые и волнующие зарисовки о своем героическом городе: “Разрушенный театр им. С. М. Кирова”, “Екатерининский садик” и другие, выполненные с большим чувством». Это было началом большого творческого пути художника.
Что читать:
• Художниками рождаются (творческий путь М. А. Канеева) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhnikami-rozhdayutsya-tvorcheskiy-put-m-a-kaneeva.pdf • Канеев, Михаил Александрович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru-wiki.org/wiki/Канеев,_Михаил_Александрович • Канеев, Михаил Александрович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://peoplelife.ru/124618 • Канеев, Михаил Александрович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://people-archive.ru/character/kaneev-mihail-aleksandrovich |