Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
155 лет со дня рождения И.В. Брюханова Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

155 лет со дня рождения И.В. Брюханова

Иван Васильевич Брюханов (1863 – 1917) - гражданский инженер, архитектор, мастер модерна и неоклассицизма, уроженец г. Костромы.

Всю свою жизнь он строил для простого народа, выходцем из которого являлся и сам, и хотя фамилия связывала его с небезызвестным родом нерехтских купцов и фабрикантов, он появился на свет в семье костромских мещан Василия и Анны Брюхановых, похороненных на Крестовоздвиженском кладбище.

По окончании костромских городского (1877) и реального (1884) училищ поступил на казенный счет в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров и через пять лет закончил его со званием гражданского инженера, после чего возвратился на родину, где служил сверхштатным техником-строителем (1889) и младшим инженером (1892) строительного отделения губернского правления в чинах коллежского секретаря (1890) и титулярного советника (1892).

Первым самостоятельным, безвозмездным и определившим его дальнейшую судьбу проектом оказалась основанная и укомплектованная на всероссийские пожертвования Костромская народная библиотека-читальня имени А.Н. Островского, сданная 22 сентября 1896 года и в перестроенном через восемь десятилетий виде ставшая кукольным театром. После этого он оставил государственную службу (1897), т.к. получил сразу два предложения, ни от одного из которых отказаться не мог.

К тому времени он уже состоял действительным членом Костромской губернской ученой архивной комиссии (1894) и старостой костромской Власьевской церкви (1895), поэтому его согласие стать архитектором костромского Александровского православного братства, занимавшегося благоустройством мест, связанных с династией Романовых, не удивляет. Так же, впрочем, как и его договор с Товариществом Большой Костромской Льняной Мануфактуры на застройку обширной территории, принадлежавшей Товариществу, потому что какой же архитектор откажется от большого проекта.

В результате за два десятилетия старые корпуса прядильной и ткацкой фабрик, вытянувшиеся вдоль берега реки Костромы, с противоположной стороны подперли два десятка новых.

В 1898 году, кроме того, в линию со старыми корпусами и с видом на Ипатьевский монастырь вознеслись пятиэтажные общежитие для служащих и казарма для рабочих.

В довершение всего последний квартал Цареконстантиновской улицы, называющейся ныне проспектом Текстильщиков, заняли двухэтажные фабричные детские ясли, больница и училище, а также хлебопекарня и магазин потребительского общества при Товариществе Большой Костромской Льняной Мануфактуры, выдержанные в том же «кирпичном» стиле.

В 1900 году в Богословской слободе новое кирпичное двухэтажное здание (ул. Просвещения, 22) заняла церковно-приходская школа Александровского братства, а три года спустя новое кирпичное одноэтажное здание (ул. Просвещения, 24) – столярно-токарная мастерская для мальчиков.

Одной из его последних и сохранившихся до наших дней гражданских построек в Костроме было сданное в 1911 году одноэтажное здание пожарного депо городского добровольного пожарного общества на Марьинской улице (ул. Шагова, 87), а как «ревностного и безмездного деятеля по возведению братских зданий», по выражению бессменного историка, пожизненного почетного члена (1899), члена совета (1900), директора воскресной женской школы при Запрудненской рукодельной школе (1906-1918) и товарища председателя (1909) Александровского братства Ивана Михайловича Студитского (1858 – не ранее 1923), - краснокирпичная часовня в деревне Деревеньки Молвитинской волости Буйского уезда.

Нельзя не упомянуть и его самое крупное культовое сооружение – макарьевский Александро-Невский собор, ширина которого не уступает его высоте, отчего он кажется наполовину вросшим в землю, зато как в 1907 году при его открытии, так и впоследствии, когда собор служил кинотеатром, он вмещал едва ли не все население Макарьева. Да и другие малобюджетные общественные здания того же автора, обруганные искусствоведом Георгием Крескентьевичем Лукомским (1884-1952) в его книге о Костроме как малохудожественные, стоят уже больше ста лет и, несмотря на многократную внутреннюю перепланировку, по швам не трещат и декор не роняют.

 

А вы знаете, что…

В 1904 году в разных частях Костромы по проектам Ивана Васильевича Брюханова были воздвигнуты три его наиболее примечательных здания – Народного дома Костромского попечительства о народной трезвости на Власьевской (ул. Симановского, 70), Костромского отделения Государственного банка на Златоустовской (ул. Князева, 5)  и Костромского епархиального женского училища на Всехсвятской (ул. Дзержинского, 15) улицах, - разнофигурных и разнообъемных, с ризалитами и разнообразными кровлями, аттиками, карнизами, окнами и рустом.

В первом из них размещались зрительный зал на 560 мест, библиотека-читальня и чайная со столовой, в последнем – актовый зал, домовая Покровская церковь, четырнадцать учебных аудиторий, квартиры учителей и пансион на 250-300 мест.

 

Что читать:

Назад