Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
120 лет со дня рождения Вагинака Арутюновича Шаумяна (1899-1966) – советского учёного, зоотехника-селекционера, одного из создателей костромской породы крупного рогатого скота. Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

120 лет со дня рождения Вагинака Арутюновича Шаумяна (1899-1966) – советского учёного, зоотехника-селекционера, одного из создателей костромской породы крупного рогатого скота.

В.А. Шаумян родился в местечке Дилижан Армянской ССР в семье рабочего-кустаря. Был одним из девяти сыновей в семье. Учился в духовной семинарии в Эчмиадзине. Трудовую деятельность начал в 1917 году молотобойцем. Активный участник гражданской войны в Армении.
В 1923 году Вагинака Шаумяна направили на учебу в Москву в Сельскохозяйственную академию им. К.А.Тимирязева. После успешного окончания академии продолжил учебу в аспирантуре. В составе делегации сельскохозяйственной академии посетил Германию для ознакомления с современными методами молочного животноводства.
В 1933 году его из Москвы по партийной мобилизации ЦК партии направляет в Сибирь поднимать совхоз в Омской области.
В середине 30-х годов В.А. Шаумян приехал в Кострому. В 1937—1949 гг. работал директором совхоза «Караваево», принимал участие в выведении новой породы крупного рогатого скота.
Выведенная костромская порода крупного рогатого скота по величине продуктивности, качеству продукции, энергии роста, плодовитости, здоровью, крепости конституции, а также по стойкости передачи признаков потомству костромская порода превосходит все молочные породы зарубежных стран, в том числе альгаузскую и швицкую, участвовавшие в ее образовании. Свыше 20 лет в "Караваево" не было ни одного случая падежа племенного молодняка.
После выведения костромской породы крупного рогатого скота началось ее поистине триумфальное распространение: ее стали разводить в соседних областях – Ивановской, Владимирской, Ярославской, Московской и других, а также в Белоруссии и Киргизии.
В первые послевоенные годы селу нужны были образованные, квалифицированные специалисты. В.А. Шаумян был инициатором создания в Караваево сельскохозяйственного института. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 августа 1949 года на базе Костромского сельскохозяйственного техникума был организован Костромской сельскохозяйственный институт. В.А. Шаумян был первым ректором института. В 1949 г. он защитил докторскую диссертацию. С 1950 по 1966 год он заведовал кафедрой генетики и разведения сельскохозяйственных животных Костромского сельхозинститута «Караваево», автор более 30 научных работ.
Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, В.А. Шаумян награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак почета» и большой золотой медалью ВСХВ.

 

А вы знаете, что …


• Еще в XIX веке в крупных животноводческих хозяйствах Костромской губернии проводились эксперименты по улучшению местного крупного рогатого скота. Обычных беспородных коров скрещивали с холмогорскими быками, а также с импортными породами — вильстермаршской, симментальской, айрширской и швицкой.
После всех этих экспериментов в губернии появилось две квазипороды — бабаевский и мисковский скот. Это были группы животных, обладающих сходными признаками продуктивности и экстерьера, но до полноценной породы им было еще далеко. В 1910-х гг. селекционная работа продолжалась, бабаевский и мисковский скот скрещивали со швицкой и другими породами.
Когда работа селекционеров уже приближалась к финалу, то есть выведению новой полноценной породы, в России произошла революция. В 1919 году в Костромской губернии был создан один из первых в стране совхозов «Караваево», в котором работа над созданием и совершенствованием породы продолжилась, но уже под пристальным вниманием государства.
В течение следующих двадцати пяти лет работники совхоза сумели довести характеристики скота до приемлемых показателей.
• Первая попытка добиться признания новой породы была сделана еще в 1939 г., когда директор находящегося вблизи Костромы племсовхоза «Караваево» В.А. Шаумян обратился в Наркомат совхозов с письмом, в котором предлагал признать их породу скота. Однако тогда в Москве предложение караваевцев понимания не нашло. Старший зоотехник племсовхоза С.И. Штейман позднее вспоминал: «Это сообщение вызвало оживлённые споры и в наркомате, и среди ученых-животноводов. Одни признавали, что мы создали новую породу скота, другие – а таких было большинство – отнеслись к этому сообщению недоверчиво. Они считали, что 12 лет – очень короткий срок, и за такой срок невозможно создать новую породу. Да и вообще, говорили они, создание новой породы – явление столь редкое в практике животноводства, что думать, будто караваевцам удалось вывести новую породу, просто смешно и ненаучно.
• Своим названием костромская порода обязана П.А. Малининой. В Москве на заседание коллегии Наркомата земледелия СССР должен был окончательно решиться вопрос о породе. Малинина вспоминала: «Бенедиктов сделал доклад о работе комиссии, которая пришла к заключению, что мы-таки вывели новую породу. После доклада начались прения. Никто не спорил о том, что порода выведена. Это уже было всем ясно. Разгорелся спор, как назвать эту породу. Представители совхоза «Караваево» настаивали на том, чтобы породе было присвоено название караваевской. Я протестовала, что вернее будет назвать тогда породу саметской. Караваевцы у нас коров-то понакупили. И всё-таки вернее всего назвать её костромской, по имени нашей области. Она недавно только образовалась. Вот и пусть страна узнает – сумели костромичи породу свою крупного рогатого скота вывести и назвать её своим именем – костромской. Тут все мне захлопали. «Молодец, товарищ Малинина, хорошо говоришь! На коллегии было решено присвоить нашей породе название костромской». Результатом заседания коллегии стал известный приказ по Наркомату земледелия СССР от 27 ноября 1944 г. «О Костромской породе крупного рогатого скота», опубликованный 28 ноября в официальном органе наркомата, газете «Социалистическое земледелие», и перепечатанный 3 декабря в областной газете «Северная правда».

 

Назад