Поиск по сайту
|
215 лет со дня рождения лексикографа, музыканта и писателя Николая Петровича Макарова (1810-1890), уроженца г. Чухломы Костромской губернии
В 1823 юный Макаров по настоянию родственников поступает в школу гвардейских подпрапорщиков в Варшаве. Во время службы в армии Н.П. Макаров увлекся игрой на гитаре, аккомпанируя несложным песням и ариям. Он учился на шестиструнной испанской гитаре, которая, по его мнению, имела больше преимуществ по сравнению с русской семиструнной гитарой. С 1840 г. жил в Санкт-Петербурге. В Петербурге состоялось знакомство Макарова с выдающимся композитором А.С. Даргомыжским, впоследствии переросшее в многолетнюю дружбу, продолжавшуюся до самой смерти композитора. А.С. Даргомыжский посоветовал ему заниматься гармонией и композицией. Прислушавшись к нему, Макаров зимой 1841 года целый месяц посвятил занятиям с капельмейстером Большого театра И.И. Иоганниссом. В том же году состоялся его дебют в зале тульского дворянского собрания, где он сыграл первую часть третьего концерта для гитары с оркестром Мауро Джулиани. Для музыкального усовершенствования Н.П. Макаров совершил две поездки за границу. В 1851 году он посетил Майнц, Париж, Брюссель и, конечно же, Вену. Выступал в аристократических салонах, где получил теплый прием и высокую оценку публики. Одна из европейских газет в то время писала: «Господин Макаров отличается не только прекрасным, удивительным исполнением, но и своими сочинениями, плодами отличного знания своего дела. Вернувшись на родину, окрыленный своими успехами, новыми знаниями и опытом Н.П. Макаров нередко сталкивался с равнодушием и даже враждебностью своих соотечественников. О своей игре он слышал насмешливые комментарии и отзывы, тем более обидные для представителя дворянского сословия. Невзирая на критику, он пытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготавливающих эти инструменты, однако в России инициатива широкой поддержки не нашла. В то время он был человеком богатым – владельцем завода и крупного имения в Тульской губернии. Мог позволить себе потратить некоторую сумму на творческие проекты. Первый международный конкурс состоялся в октябре 1856 года. Местом его проведения избрали Брюссель. Были представлены работы 7 композиторов, 64 сочинения и 7 инструментов. Сам Николай Петрович Макаров с большим успехом выступил на конкурсе как солист. Итогами конкурса Макаров был не доволен: «Не вполне достиг своих целей, не открыл ни одного нового композитора с огромным талантом, способного занять место покойного Мерца… Дай Бог, чтоб кто-нибудь другой был счастливее, чем я. Едва ли кто сумеет и сможет в продолжении 18 лет бороться и с равнодушием, и с недоброжелательством своих собратьев по инструменту, бороться и с тысячами других препятствий и не пасть духом, а смело идти и прийти к предложенной цели». Как организатор первого гитарного конкурса он опередил свое время на полтора столетия. И только в XX веке конкурсы гитары стали популярны во всем мире. Оставшуюся часть жизни он посвящает литературе, лексикографии и общественной деятельности. Н.П. Макаров написал несколько книг о гитаре, в частности "Несколько правил высшей гитарной игры", представлявшую большую ценность для музыкантов вплоть до появления современной школы. Затем он переходит к главному делу своей жизни - к составлению двуязычных словарей, так необходимых тогда России. Старые словари вызывали постоянные и вполне справедливые жалобы учащихся, преподавателей и переводчиков на отсутствие в них дельной фразеологии, пропуски множества самых употребительных слов и, наконец, на поразительно неверный перевод многих слов. В 1863 г., обложившись грудой различных словарей, книг, журналов и газет, в том числе и специально выписанных из Франции, Макаров приступил к составлению "Полного русско - французского словаря". В феврале 1867 г. выходит первая часть добротно составленного Н. П. Макаровым "Полного русско - французского словаря". Как и полагалось в те времена, словарь имел посвящение – великой княгине Марии Федоровне, благодаря ходатайству которой были выделены из государственной казны средства на его издание. Через два месяца увидела свет вторая часть, а спустя немного времени обе части словаря под одним переплетом появились в продаже. Печать отозвалась на это событие одобрительно. Словарь принимается во все учебные заведения. Слава его растет, и первое издание быстро раскупается. От издания к изданию словарь дополняется новыми словами и выражениями. Он выдержал 14 изданий. Н.П. Макаров за этот труд был награжден Орденом св. Станислава II степени. В 1878 г. была издана «Энциклопедия ума, или Словарь избранных мыслей авторов всех народов и всех веков», которым пользовались Л. Толстой и Н. Лесков, – сборник латинских, итальянских поговорок, пословиц и текстов разных писателей. В 1882 году Макаров публикует полный двухтомный труд «Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь». Николай Петрович Макаров скончался 17 декабря 1890 г. Похоронен на кладбище близ села Фуниково - Рожествено. Имя Николая Петровича Макарова было надолго забыто, а если и упоминалось, то только в связи с его занятиями гитарой. Ну, а что в наши дни напоминает россиянам о Макарове? Почти ничто, кроме романса, сочиненного им в молодые годы. Уверен, многие будут удивлены, узнав, что это всем знакомая с детства песня “Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка, и уныло по ровному полю разливается песнь ямщика...”. К сожалению, нынешние составители сборников русских романсов, напечатав это чудесное творение Макарова, посмертно обидели автора, дав ему чужие инициалы - “И” вместо “Н”.
А вы знаете, что …
Что читать:
|


















Николай Петрович Макаров родился в 1810 году в Чухломе, уездном городке Костромской губернии, в семье, принадлежавшей старинному дворянскому роду. Сын чухломского исправника отличался всем: острым умом, живостью характера, желанием все познать и всему научиться. С детства он учился игре на скрипке у одного из своих крепостных музыкантов.