|
|
Евдокия Ефимовна Павлова родилась в Костроме в бедной рабочей семье, поэтому, как «была отдана в няньки» с малых лет, а учиться начала на 12-м году. Окончила в Костроме среднюю школу и педтехникум, а высшее образование получила в Ленинградском государственном университете.
В 1934 году журнал «Резец» опубликовал её первый рассказ «Старики». Многие рассказы Павловой посвящены детям, некоторые сборники имеют «адрес»: «Для детей младшего школьного возраста». Однако талант писательницы проявился и в рассказах о людях, подвергшихся жестоким испытаниям 20 века.
К их числу относится замечательный рассказ «Сын» (1948) о русской женщине, подобно другим пережившей утрату сына-фронтовика; насыщенность стиля автора «веществом» сострадания вызывает у читателя ассоциации с манерой Платонова: «...Вглядываюсь во всех, кто проходил мимо неё, она думала: «Вон та женщина в старом жакете, на который налипли кусочки ваты, она, может быть, тоже потеряла сына?». И ей хотелось заговорить с этой женщиной, протянуть ей руку, а через это получить и для себя утешение...».
Павлова Евдокия Ефимова была принята в СП СССР, печаталась в центральных и костромских изданиях.
А вы знаете, что …
- За большую свою жизнь Евдокия Ефимовна Павлова написала не много книг. Рассказы ее собраны в сборники: «К живой воде», «Рассказы», «Встреча», для маленьких читателей написаны «Необыкновенное путешествие» и «Чипа». Вот, пожалуй, и все, что было создано писательницей до первой ее повести «У берегов детства». Но количество изданных книг никогда не было мерилом работы писателя. Только качество, только художественная сила мыслей, выразительность и точность языка определяют лицо писателя, точно так же как гуманистическая направленность мыслей, доброе отношение к миру и людям определяют значимость его творчества в нравственном воспитании общества.
- В авторском предисловии к одному из своих сборников Е. Е. Павлова писала:
«В книге мне хотелось показать красоту обычного, крупинки поэзии в жизни обыкновенного человека, творца и труженика. Если мне хоть сколько-нибудь удалось это — свой труд я не буду считать напрасным». Все рассказы Е. Е. Павловой, написанные неторопливо, с чуткой любовью к каждому поставленному в них слову, как раз и открывают красоту в обычном, находят крупинки поэзии в жизни обыкновенного человека. В книгах, адресованных маленьким читателям, таких, как «Необыкновенное путешествие» или «Чипа», она ни на шаг не отступает от той взыскательности к себе, от той бережливости к слову, с которой пишет для читателей взрослых. Есть немало литераторов и в нынешнее наше время, которые, взявшись за книгу для детей, сразу как бы теряют свой естественный голос, начинают подгонять под маленького читателя и интонацию, и фразу, и сами мысли, порой упрощая их до примитивности. Е. Е. Павлова так никогда не поступает. Разговаривая с маленьким читателем, она остается верна себе: в любом, даже в самом крохотном рассказе, адресованном детям, она учит добру, оставаясь художником слова. Потому и нет в ее творчестве резкой грани, отделяющей ее книги для детей от книг для взрослых: доброта мыслей, простота и выразительность повествования равно привлекательны для читателей разного возраста. В этом она верна завету А. М. Горького, который требовал от писателей, пишущих для детей, наивысшей к себе взыскательности.
- Повесть «У берегов детства» — о судьбе маленькой девочки Варюшки, входящей в жизнь в трудное для русского народа время, когда Россия, потрясенная первой революцией 1905 года, подходила к Великой Октябрьской революции 1917 года. Казалось бы, несоизмеримы события, происходившие в той России, и маленькая девочка Варюшка. Но в том-то и секрет настоящей художественной литературы и писательского таланта — в малой капле отразить освещающее землю солнце. Судьба маленькой Варюшки неразделимо переплетается с судьбой окружающих ее людей, и пытливая девочка, сохраняя всю непосредственность и чуткость детства, шаг за шагом открывает для себя и для читателя далеко не ласковый к ней мир взрослых людей, с бытующей в нем несправедливостью: богатых и бедных, сытых и голодных, работающих и наживающихся на чужом труде. Жестокий мир, крепкий и все-таки не вечный: усилиями рабочих людей он шаг за шагом и неотступно двигается к справедливости социальной революции.
|