Поиск по сайту
|
Церковь Воскресения Христова на Дебре сооружена в 1630-1645 годах. Когда-то в этих местах был лесная чаща, дебри. По преданию первую церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена в XIII веке младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, Василием, правнуком Юрия Долгорукого. церковь, несомненно, за несколько веков многократно строилась заново. Новый каменный храм был освящен в 1650—1652 годах. Это пятиглавый крестово-купольный храм на подклете, с тремя алтарями и тремя некогда открытыми галереями-папертями с западной, южной и северной сторон. На галереи и в церковь ведут три шатровые крыльца с висячими гирьками-«серьгами» над входом и с двумя рядами кокошников в основании шатров. К северной стороне храма примыкает одноглавый Трехсвятительский придел. Широкие дуги закомар, кокошники в основании шатров и глав, декоративный пояс-антаблемент, украшенный сухариками и ширинками, спаренные полуколонки, отмечающие углы здания и прясла стен, открытая аркада, — придают церкви нарядный, «мирской» вид, что так характерно для вкусов городского посада середины XVII в. Показательно, что церковь была построена на средства «мирян»: купца Кирилла Исакова и «Воскресенских прихожан». Строгость и простота архитектурно-планового решения, выразительный силуэт, богатая полихромия (красный цвет кирпичных стен, зеленая поливная керамика луковичных глав над шатрами крылец, золото крестов, резные белокаменные детали) – все это превращает церковь в один из лучших посадских храмов Верхнего Поволжья середины XVII века. Вскоре после сооружения, в 1650-1652 гг., четверик и галереи были расписаны [К настоящему времени первоначальные росписи сохранились только на западной и южной галереях храма и, крайне фрагментарно, в центральной главе церкви, в дьяконнике, а также над входом в Трехсвятительский придел. Число сохранившихся стенописей 1650-1652 гг. в четверике ц. Воскресения на Дебре невелико, поэтому о расположении отдельных композиций можно говорить только предположительно. В настоящее время фрески середины XVII в. сохраняются на внешних, выходящих на галереи, стенах четверика, и в распалубках сводов южной и западной галерей. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин. В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Здание находилось в тяжелом состоянии. Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения. Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь – икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря. 5 ноября 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в воссозданный Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля. в 1993-м при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.
А вы знаете, что …
Что читать:
|



















