Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
380 лет со дня окончания строительства храма Воскресения Христова на Дебре в г. Костроме (1645), который семь лет спустя был расписан костромскими мастерами Василием Запокровским и Гурием Никитиным - Централизованная библиотечная система города Костромы Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск по сайту

 

   

 
   

  

  

   

  

Мы в социальных сетях

Наши акции

 

АКТУАЛЬНО

Церковь Воскресения Христова на Дебре сооружена в 1630-1645 годах. Когда-то в этих местах был лесная чаща, дебри.  По преданию первую церковь «на нижней дебре», то есть в густых зарослях у реки, была поставлена в XIII веке младшим сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, Василием, правнуком Юрия Долгорукого. церковь, несомненно, за несколько веков многократно строилась заново.

Новый каменный храм был освящен в 1650—1652 годах. Это пятиглавый крестово-купольный храм на подклете, с тремя алтарями и тремя некогда открытыми галереями-папертями с западной, южной и северной сторон. На галереи и в церковь ведут три шатровые крыльца с висячими гирьками-«серьгами» над входом и с двумя рядами кокошников в основании шатров. К северной стороне храма примыкает одноглавый Трехсвятительский придел. Широкие дуги закомар, кокошники в основании шатров и глав, декоративный пояс-антаблемент, украшенный сухариками и ширинками, спаренные полуколонки, отмечающие углы здания и прясла стен, открытая аркада, — придают церкви нарядный, «мирской» вид, что так характерно для вкусов городского посада середины XVII в. Показательно, что церковь была построена на средства «мирян»: купца Кирилла Исакова и «Воскресенских прихожан».

Строгость и простота архитектурно-планового решения, выразительный силуэт, богатая полихромия (красный цвет кирпичных стен, зеленая поливная керамика луковичных глав над шатрами крылец, золото крестов, резные белокаменные детали) – все это превращает церковь в один из лучших посадских храмов Верхнего Поволжья середины XVII века.

Вскоре после сооружения, в 1650-1652 гг., четверик и галереи были расписаны [К настоящему времени первоначальные росписи сохранились только на западной и южной галереях храма и, крайне фрагментарно, в центральной главе церкви, в дьяконнике, а также над входом в Трехсвятительский придел.

Число сохранившихся стенописей 1650-1652 гг. в четверике ц. Воскресения на Дебре невелико, поэтому о расположении отдельных композиций можно говорить только предположительно.

В настоящее время фрески середины XVII в. сохраняются на внешних, выходящих на галереи, стенах четверика, и в распалубках сводов южной и западной галерей. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского. Наиболее интересны росписи Трехсвятительского придела. Они сделаны на 18 лет позже, чем в основном объеме храма, и их автором является известный мастер Гурий Никитин.

В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище. Более десяти лет уникальное здание служило складом для зерна, но в 1946 году храм вновь был открыт. Здание находилось в тяжелом состоянии. Постепенно прихожане привели храм в порядок и начали богослужения.

Здесь долгое время сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь – икона Федоровской Божией Матери из разрушенного Успенского собора. В 1991 году икона была перенесена в отреставрированный собор Богоявленского — Анастасииного монастыря. 5 ноября 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в воссозданный Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля.

в 1993-м при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь.

 

А вы знаете, что …

 

  • Об обстоятельствах возникновения этой церкви в половине XVII века доселе среди костромских старожилов живуче следующее небезынтересное сказание о симпатичном эпизоде, бывшем в сфере торговых отношений между английскими и русскими купцами. Московский купец, по коммерческим же делам проживавший в Костроме, Кирилла Исаков, занимаясь торговлей красок, покупаемых им из Англии, в ряду заказных транспортов с красками однажды получил совершенно необычный транспорт. Распаковав последний, Исаков был очень удивлен весом одного бочонка, по-видимому, с красками; а вскрыв его, удивился еще больше, потому что в бочонке вместо краски оказались слитки чистого золота. На сделанный нашим честным торговцем запрос к английскому купцу о том, как поступить с этой находкой, в ответ от последнего было получено поручение – употребить золото на богоугодное дело. Понявши это поручение в смысле построения церкви, К. Исаков, не ограничиваясь английским золотом и собственными щедрыми пожертвованиями, открыл сбор доброхотных даяний от костромичей, и вот на соединенные денежные средства костромские и на английское золото был воздвигнут храм.

 

 

Что читать: 

  • Демидов С. Храм Воскресения Христова на Дебре [Текст] : путеводитель / [С. В. Демидов ; фото С. И. Верхов , О. М. Ковалёва , А. В. Нитецкий]. - Кострома : ИП Верхов С. И., 2013. - 45, [3] с. : фот. цв. 
  • Кильдышев, А. В. Фрески церкви Воскресения на Дебре. " История мироздания " и " Апокалипсис " в росписях галерей церкви " Воскресения на Дебре " в Костроме (1650-1652) [Текст] / А. В. Кильдышев. - Кострома : ТОО "Эксми", 1996. - 120 с. : ил.