Владимир Андреевич Костров (1935) – ученый и поэт, уроженец д. Власиха Вохомского района Костромской области.
Родился и вырос в крестьянской семье. До 17 лет подросток жил в сельском поселке Вохма. После окончания школы уехал в Москву и сразу был принят в главное учебное заведение страны — МГУ им. М.В.Ломоносова на химический факультет. Все годы учебы не оставляла Кострова любовь к поэзии, появились первые стихотворные публикации. Окончив в 1958 вуз, молодой инженер работает на крупном химическом предприятии, на котором, успешно занимаясь научно-исследовательской деятельностью, получает особо ценную поляризационную пленку. Стихи начал печатать с 50-х годов в журнале «Юность».
Работал журналистом в журналах «Техника – молодёжи», «Смена», заместителем главного редактора журнала «Новый мир» (1986–92).Член Союза писателей с 1960 года. Первая книга в коллективном сборнике «Общежитие» вышла в 1961. Затем выходили сборники стихов «Первый снег» (1963), «Кострома – Россия» (1964), «Нечаянная радость» (1974), «Избранное» (1972), «Открылось взору» (1980), «Свет насущный» (1984), «Стратостат» (поэмы, 1987), «Стихотворения и поэмы» (1989), «Песня, женщина и река» (2001) и др.
Редкий сплав лирического и аналитико-публицистического начал в поэзии Кострова, отмеченный Я.Смеляковым, становится характерной чертой его творчества. В споре «лириков» и «физиков», разгоревшемся в конце 1950-х — начале 1960-х, у Кострова свое особое место. Он не за «физиков» и не за «лириков», а за «химиков». То есть за людей, умеющих соединять, казалось, несоединимое. И ракета, и машина, и производство у Костров одухотворены — дышат жизнью и красотой.
В 1961 Костров выступил в коллективном сборнике стихов молодых поэтов «Общежитие» с циклом стихов «Линия». Постепенно из его поэзии исчезают избыточные научные термины, характерные для ранних стих. Костров, и уже первая авторская книга молодого писателя будет называться просто и лирично «Первый снег» (1963).
Стихи Костров очень разнообразны и по своей форме, и по содержанию. Они открыты любому проявлению жизни. Но все строчки, написанные Костровым, это борьба за существование поэзии в непоэтическом мире, борьба за сохранение и восстановление красоты бытия. Стихи Кострова о простых людях, о красоте родной земли, о дерзаниях современников энергичны и романтически приподняты.
В стихах 1990-х появляются беспокойство, тревога и боль. Далеко не все происходящее в обществе радует Кострова, но его человеческая позиция ясна и открыта, а логика безупречна. Все это заставляет писателя еще сильнее полюбить Россию, почувствовать с ней неразрывную, «самую жгучую» связь (Н. Рубцов). Кострома, Переславль-Залесский, могучие ветлужские леса, издавна хранящие «старую веру» отцов, близкие и родные для поэта уголки исконной России,— древнейшие центры ее духовности и культуры.
Поэтически ярко поэт рассказал и о многих творческих личностях, и не только о своих учителях, друзьях, но и о близких себе по духу художниках прошлого — Я.Смелякове, А.Твардовском, Н.Старшинове, Н.Анциферове, В.Распутине, С.Есенине, скульпторе А.Опекушине и, конечно же, поэте-мессии Пушкине.
Литургически-возвышенно звучат и поэтические строки Кострова, посвященные памяти выдающегося композитора нашего времени Г.В.Свиридова:
«Незримы и невыразимы, Лишенные телесных пут, Рождественские серафимы Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли, Где каждый звук его зачат, В морозном небе, в чистом поле Распевы горние звучат …
Молись и верь. Земля родная. Проглянет солнце из-за туч... А может быть, и двери рая Скрипичный отворяет ключ»
(«Памяти Георгия Васильевича Свиридова»).
Многоголосые, жизнеутверждающие стихи Кострова не только глубоко гуманистичны, но и проникновенно лиричны. Поэт одарен абсолютным слухом к музыке русского слова, к интонационной и фонетической инструментовке стиха. Нарядная, сочная, праздничная поэзия Кострова по своей образно-музыкальной фактуре и романтически-ярким краскам близка кустодиево-малявинской живописи, а по своей теплоте и передаче тончайших движений души неповторимому лиризму пейзажей А.К.Саврасова.
Лауреат Государственной премии России (1987), премии «Золотой телёнок» (за иронические стихи, 1987), премии мэрии Москвы (1998), имени Александра Твардовского (1987), имени Ивана Бунина (2000), имени Андрея Платонова (2000). Трижды лауреат телевизионного конкурса «Песня года» (на его стихи писали песни Мурадели, Пахмутова и др.), автор стихов и либретто оперы «Джордано» (композитор Лора Квинт). Вице-президент международного Пушкинского фонда «Классика».
Профессор Литературного института им. А. М. Горького.
А вы знаете, что…
Костров —автор 18 поэтических сборников и 20 книг переводов с языков народов мира. Его поэзия переведена на многие языки планеты. Костров удостоен литературных премий: Николая Островского (1974), Государственной премии России (1987), премии мэрии Москвы (1998), им. Александра Твардовского (1998), Ивана Бунина (2000), Андрея Платонова (2000). Творчество Кострова отмечено «Золотой Пушкинской медалью к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина» (1999) и Большой литературной премией России (2002).
На произведения Кострова написано много популярных песен. Он трижды лауреат телевизионного конкурса «Песня года» (на его стихи написана музыка композиторами Вано Мурадели, Александрой Пахмутовой, Лорой Квинт, Виктором Захарченко).
Костров — автор либретто к опере «Джордано», успешно поставленной в столичных и провинциальных театрах.
Костров — составитель и ответственный редактор антологии «Русская поэзия. XX век» (ОЛМА-Пресс, 1999).
Что читать:
- Дудин, В.А. Октябрьский район : вехи истории / В.А. Дудин. – Кострома, 2017. – с. 444 – 446.
- На пороге XXI века : Всероссийский автобиобиблиогррафический ежегодник. – М., 2006. – С.158.
- Василенко, А.Ю. «Жизнь такова, какова она есть…» / А.Ю. Василенко // Кострома литературная. - №3. – С. 3-19.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://rospisatel.ru/kostrov-stihi.htm
- Русская позия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ya-zemlyak.ru/avtpoesia.asp?id_avt=226
|