Поиск

 

 

Мы в социальных сетях

Полезная информация

Культура РФ
Оценка качества услуг

Наши акции

 
 
 

210 лет со дня рождения Е. С. Зиринова

Емельян Степанович Зиринов (1812-1892) – художник, мастер резьбы по дереву, уроженец д. Яблоново Макарьевского уезда.

Емельян был единственным сыном крестьянина Степана Зиринова. Семьи Степана, его братьев Евдокима и Тимофея жили и работали вместе, делали суда и баржи в Сокольском затоне. Позже семь их сыновей под руководством Емельяна организовали строительную артель. Емельян Зиринов в своей артели был мастером первой руки. Именно он рубил угол, следил за тем, чтобы он не отклонялся от вертикали, вставлял косяки. Также мастер выполнял встроенную мебель дома – лавки и голбец.

Особое внимание мастера неизменно привлекала фасадная резьба. Большинство мастеров в то время вначале переводили орнамент на доску с готовых эскизов, чтобы затем вырезать его приближенно к образцу. Емельян Зиринов, напротив, работал без эскиза. Выполняемая без трафаретов, без готовых рисунков резьба подчинена в композиции лишь воображению мастера.

По подписным доскам с датой сооружения, фамилией и инициалами заказчиков было выявлено около 20 жилых домов, сработанных артелью Емельяна Зиринова. В настоящее время в Костромской области сохраняется лишь три зириновских дома.

Старший из братьев, Емельян, покинул берег Унжи в 44 года. Братья поручили ему взять подрядное дело на себя. 

Работали Зириновы пылко. Сам Емельян Степанович сруба не касался. Его делом была резьба. Резьба киотов, ажурных перегородок, дверей, обрамлений проемов находилась в органичном сочетании с экстерьером. Обширный инструментарий мастера включал декоративные элементы, характерные для позднего провинциального классицизма и эклектики, стилизованные зодчим на основе народной архитектуры.

Среди излюбленных мотивов декорирования стиля Е. Зиринова крупный исследователь русского деревянного зодчества И.В. Маковецкий выделяет резные розетки, напоминающие цветок подсолнуха или ромашки. Глухая верхневолжская резьба – культурный феномен XIX века. Многие мастера работали в этом жанре, но лишь единицы, как Зиринов, выработали цельную, законченную художественную систему, оставили учеников, последователей, продолживших их дело.

Поле фактуры, имитирующее плетенку, снизу ограничено двумя двойными волюта ми, сверху – надписью «Ма(стер) Емельян Степанов», окантованной тонким профилем. На надпись опираются парные львы, охватывающие проем окна. В передних лапах они держат стилизованное вселенское древо – виноградную лозу с четырьмя крупными гроздьями. Откос окна украшен помещенными на равном расстоянии девятилепестковыми розетками.

Дом Михаила Константиновича Липатова, представляет крупный двухэтажный пятистенок, построенный в 1857 году. Его резьбу отличают некоторая скованность, сухость рисунка. Стремление к геометричности, применению шаблонных узоров и профилей объясняется, по-видимому, тем, что это одна из первых работ артели. Мастер в то время еще только вырабатывал свой творческий язык, позже ставший предметом для подражания. В доме Липатова уже намечена система планировки и декоративного убранства зириновских домов и присутствует набор излюбленных мастером декоративных деталей: волюты, розетки, стилизованные побеги аканта.

Дома, возведенные артелью Зиринова, были совершенны и с технической стороны. C подбора и подготовки древесины до решений отдельных узлов каждый элемент дома продуман и выверен. Недаром Емельян Зиринов заслужил звание знатного мастера.

По предположению исследователей, архитектурная резьба естественным образом развилась из корабельной. Деревянные суда – расшивы, мокшаны, коноводки, ходившие по Волге и ее крупным притокам вплоть до середины XIX века, имели богатый резной украс. С появлением на Волге пароходов, построенных на крупных верфях и уже не имевших резных украшений, мастера стали принимать заказы зажиточных крестьян приволжских сел на выполнение домовой резьбы. «Сокольских плотников» хорошо знали на Унже, и оттого сохранилась о них память.

Старожилы говорили, что никаких рисунков, с которых бы он копировал узор, у Емельяна Степановича не было. Он брал доску и острым жалом лезвия топора прорезал контур, а потом долотцем отделывал все начисто. Резчик украшал «опушью» наличники, «чердачные слухи», вереи ворот. 

Воспоминания земляков передали облик резчика. Емельян Степанович Зиринов был высок, с серой окладистой бородой и одним глазом – другой выбило щепой. Всегда был сосредоточенно мрачен, не особо разговорчив. Пожелания заказчиков выслушивал молча, лишь кивая головой, но все запоминал в точности, что его просили. Водку не пил. Работал степенно, но споро. Весь украс был готов, когда дом подводили под крышу. Так что задержки не было. Хозяева получали дом таким, каким бы хотели видеть. «Сокольских плотников» уважали, и оттого они никогда в простое не были. 
 

А вы знаете, что… 

  • Экспедиции Костромского музея народной архитектуры и быта удалось отыскать два десятка домов, построенных братьями Зириновыми. Два из них перевезли в музей, и сейчас им дивятся экскурсанты: хорошо, мол, сработаны. А «сокольские плотники» по-другому и не могли. Худо работать – дерево переводить, так лес тебе этого не простит. Подкараулит, закружит - и сгинешь. Не страшилка это, а легенда, сказание с предупрежденьицем… 

Что читать: 

  • Москалёва, Л.В. Один из первых в России // «Костромская слобода». Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник : Страницы истории в воспоминаниях, документах, фотоочерках, материалах научных экспедиций.—Кострома, 2016.—144 с.: ил.
  • Василенко, А. Слободские чудеса // Прогулки по улицам Костромы : Кн. 2.—Кострома, 2013.—С. 397-433
  • Гусева, С.М. Костромская слобода : путеводитель. —Кострома, 2013.—48 с. : ил.
  • Василенко, А. Если львы вам улыбаются… // Хронометр.—2007.—25 дек.— С. 9
  • Донцов, Э.К. Архитектурная резьба // Костромская резьба.—Ярославль : Верх.—Волж. кн. изд-во, 1991.—С. 54-65
  • Мазерина, А.Н. Добрым людям на загляденье : Домовая резьба Костромского края / А.Н. Мазерина, М.М. Орехова.—М. : Северный паломник, 2003.—80 с. : ил.
  • Орехова, М. Жил на Руси мастер деревянного зодчества Е.С. Зиринов // Краеведческие записки.—1986.— № 4.—(Папка «Архитектура»)
  • Орехова, М. Деревни Мытищи и Кобылино—памятные места, связанные с работой в них резчика по дереву Е.С. Зиринова : Нежитинский сельсовет // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР.—М., 1976.—С. 143-144

 

Назад