Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
165 лет со дня рождения историка и археографа, краеведа И. Д. Преображенского (1857 –1915), уроженца с. Минское Костромского уезда. Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

165 лет со дня рождения историка и археографа, краеведа И. Д. Преображенского (1857 –1915), уроженца с. Минское Костромского уезда.

Иона Дмитриевич Преображенский (1857-1915)  – известный дореволюционный костромской краевед, действительный член Костромской губернской ученой архивной комиссии (КГУАК), действительный член Костромского научного общества по изучению местного края.

В статье «Прямая стезя: К 125-летию со времени создания Костромской губернской ученой архивной комиссии» костромской культуролог, краевед Л.И. Сизинцева пишет: «Иона Дмитриевич Преображенский был сыном сторожа костромского кафедрального Успенского собора. Происхождение объясняет многое в его судьбе: служба его отца оплачивалась плохо, и в то же время не позволяла поступить в костромскую семинарию или хотя бы училище, — такая возможность была бы, если бы отец был хотя бы псаломщиком, низшим представителем церковного клира. Поэтому образования будущий археограф получить не смог.

Но зато с детства он мог постоянно бывать в соборе, который хранил не только предметы церковной археологии, но и знамена костромских ополчений — память о былой славе костромичей. В куполе теплого храма Богоявления находилась одна их старейших в городе библиотек, начало которой было положено еще в 1791 году, и кроме книг в ней хранились и древние рукописи, первопечатные книги России и Европы. Вероятно, эта погруженность в «опредмеченную» историю и сыграла решающую роль в его судьбе, — до самой смерти И.Д. Преображенский занимался сбором древностей и предметов этнографии для костромских музеев.

В письме к Н.Н. Селифонтову И.Д. Преображенский называет себя мельчайшим «из атомов Костромского мира» . Это был совершенно иной, нежели И.В. Миловидов, тип собирателя. Умея распознать истинную древность, прочитать скоропись, Иона Дмитриевич не столько осмыслял предметы, сколько переживал их. В.А. Апушкин в некрологе объяснил это так: «Если будущее для нас закрыто, тем интереснее прошлое. И потому он так любил все, что было следом жизни». Едва сводя концы с концами, живя с большой семьей на мизерное жалование делопроизводителя, настоящей жизнью он жил в музее комиссии, который он пополнял, как будто это было его собственное детище.

Можно сказать, что И.Д. Преображенский был акакием акакиевичем костромской археологии. Если у И.В. Миловидова собирательская работа была подчинена цели научных исследований, то у И.Д. Преображенского она превращалась в самоценную деятельность, ставшую смыслом его жизни. «Определять художественную и научную ценность этих следов, делать из них выводы, строить теории он предоставлял другим, — писал В.А. Апушкин, — он знал свои силы и не брался за это. “Мое дело найти старинную вещь и спасти ее, а уж там пусть профессора изучают ее, —  говорил он мне, — мое дело маленькое”… Нет, он делал большое, крупное дело, без которого профессорам было бы нечего делать».

И.Д. Преображенский получал маленькое жалование, оставаясь на службе ради того, чтобы заниматься любимым делом. Но, как он писал Н.Н. Селифонтову еще в письме от 1 декабря 1897 года, «это-то вознаграждение нередко мне и ставится на вид, потому-де ты обязан все и вся». В 1904 г. интриги среди членов КГУАК привели к тому, что он подал прошение об увольнении. Позже, когда было создано Церковно-историческое общество, он поступил туда делопроизводителем, вернувшись к любимому делу. Как показало время, для таких людей наиболее болезненным оказывается отчуждение от самой деятельности.

Любопытно, что, выдерживая логику гоголевской «Шинели», перед смертью Иона Дмитриевич был еще раз обижен. Несмотря на многие труды по подготовке к празднованию 300-летия Дома Романовых, он не получил никакой награды, что было замечено современниками и даже попало на страницы газет.

 

А вы знаете, что … 

  • И.Д. Преображенский – участник археологических экспедиций Костромской губернской ученой архивной комиссии по исследованию курганов в Костромской губернии. Им было исследовано более 400 курганных могил в различных волостях Костромского уезда. 
  • Образ Ионы Дмитриевича Преображенского, являвшегося «достопримечательностью нашего города» послужил прототипом главного героя-«археолога» в известном рассказе русского писателя А. М. Ремезова «Жизнь несмертельная» (1917).

 

Назад