Поиск

 

 

Мы в социальных сетях

Полезная информация

Культура РФ
Оценка качества услуг

Наши акции

 
 
 

220 лет со дня рождения русского художника, академик пейзажной живописи Григория Григорьевича Чернецова, одного из братьев Чернецовых

Григорий Григорьевич Чернецов – известный русский художник, живописец-пейзажист и перспективист, талантливый портретист, академик Родился в 24 ноября 1802 года в городе Лух  Костромской губернии (в настоящее время Ивановской области).  В  тех местах издавна был развит иконописный промысел.

Отец будущего художника, Григорий Степанович, имел живописную мастерскую.  Живописи Григорий учился у отца и старшего брата Евграфа, которые были иконописцами.

В шестнадцать лет Григорий подал прошение в петербургскую Академию художеств и, несмотря на отказ, отправился в столицу, не имея ни рекомендаций, ни денег, ни знакомых. Огромную роль в судьбе Григория Чернецова сыграл видный ученый, историк, собиратель русских древностей и предметов искусства Павел Петрович Свиньин. Он рекомендовал талантливого юношу петербургскому Обществу поощрения художников. При поддержке этого общества Г. Чернецов стал с 1819 года посещать классы Императорской Академии художеств сначала в качестве вольноприходящего ученика, затем и полноправного студента-академиста.

В 1823 году в Петербург приехал брат Григория – Никанор Чернецов. П.П. Свиньин взял под свое покровительство и младшего брата. Григорий и Никанор вместе провели наилучшую пору своего творчества.  

Григорий Чернецов был замечательным пейзажистом и портретистом. Его многофигурные композиции вызывали восторг многочисленных зрителей  – в «Параде по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837)  – он сумел передать индивидуальные черты 223 известных современников – писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, И.П. Мартос, В.И. Демут-Малиновский, К.П. и А.П. Брюлловы, А.Н. Оленин, П.А. Каратыгин, В.Н. Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и многие другие. Причем все они были написаны с натуры. 

С 1837 года братья Чернецовы работают вместе.  У них возникает идея проплыть от истока до устья по Волге и запечатлеть все те красоты и достопримечательности, которыми так богата великая русская река. С 22 мая по 18 ноября 1838 года они, вместе с младшим братом Поликарпом и учеником Антоном Ивановым, наняв лоцмана и рабочих, плывут в специально оборудованной лодке-мастерской от Рыбинска почти до самой Астрахани. Недалеко от Астрахани лодку затерло льдами, и плавание пришлось прекратить. На этих акварелях и рисунках Чернецовы с картографической точностью изображали виды всех городов и селений по обеим сторонам реки. Масштабную панораму составили почти 2 тысячи листов общей длиной свыше 700 метров, которые технически были выполнены в виде непрерывной, накатанной на валик ленты.

До этого никто из художников не решался создать столь громадное произведение, тем более посвященного реке.

Г.Г. Чернецов был академиком пейзажной живописи Императорской Академии художеств, носил звание придворного живописца и получал содержание от Кабинета Его Величества, но богатым так и не стал. Он умер в крайней нужде, оставив нам свои неповторимые произведения. 

 

А вы знаете, что … 


С первого дня путешествия по Волге братья Чернецовы вели подробные путевые записки. Каждый из братьев отдельно записывал свои впечатления, материалы о посещенных местностях, наблюдения над художественными и историческими памятниками, ход путешествия. Потом оба дневника были сведены в один. В государственном Русском музее хранятся отдельные путевые записки Григория Григорьевича и Никанора Григорьевича и черновик сводной записи. В 1862 году художники преподнесли Александру II старательно переписанный от руки и великолепно иллюстрированный 149-ю миниатюрами – рисунками пером, акварелью и сепией беловой экземпляр путевых записок. Александру II, как и Николай I,  равнодушно отнесся к трудам и нуждам художников и ограничился распоряжением передать рукопись в эрмитажную библиотеку, где она хранится и поныне.

 

Что читать: 

 

Назад