Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
130 лет со дня рождения художника Н.Н. Купреянова (1894 - 1933), уроженца г. Влоцлавск (ныне г. Влоцлавек в Польше). Летнее время проводил у своих родственников в с. Селище под Костромой, где сделал много рисунков с натуры. Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

130 лет со дня рождения художника Н.Н. Купреянова (1894 - 1933), уроженца г. Влоцлавск (ныне г. Влоцлавек в Польше). Летнее время проводил у своих родственников в с. Селище под Костромой, где сделал много рисунков с натуры.

Н.Н. Купреянов – один из выдающихся отечественных художников-графиков. За время своей работы в 1920–1930-е годы вместе другими мастерами он поднял искусство рисунка на высочайший уровень, утвердив его самостоятельность и безусловную художественную ценность.

Николай Николаевич Купреянов родился в Влоцлавске (Варшавская губерния). Его отец — Н.Н. Купреянов, был чиновник, мать — М.Г. (урождённая Мягкова). Николай приходился племянником М.А. Кузьмину и внучатым племянником поэту М. Ю. Лермонтову.  Беспечные годы юности провел в костромском Селище.

С 1901 года живет в Петербурге. Учится в коммерческом училище М.К. Тенишевой.

В 1912 г. поступает на юридический факультет Петроградского университета (заканчивает в 1915 г.).

В мастерских Д.Н. Кардовского и К.С. Петрова-Водкина получает художественное образование. Под руководством А.П. Остроумовой-Лебедевой разрабатывает уникальную технику гравюры по дереву.

Художник участвует в выставках. В 1919 г.  выставляется на свободной Первой Государственной выставке произведений искусства.  Преподает в Высшем институте фотографии и фототехники в Петрограде.

В 1920 г. возвращается в Селище.

С 1922 г. живет в Москве, но летние дни проводит в Костроме.

С 1922 г. будучи доцентом, преподает во ВХУТЕМАСе, а в 1925–1930 г. — профессор кафедры литографии во ВХУТЕИНе.

В 1921–1924 годах много работает в жанре политической карикатуры, сотрудничает с журналами «Безбожник», «Крокодил», «Пионер» и другими. Занимается книжной графикой, в особенности детской книгой.

С 1924 — член и экспонент ОСТа, с 1925 — объединения «4 искусства».

В 1925 участвовал в Международной выставке нового декоративного и промышленного искусства в Париже.

В 1925–1927 выполнил циклы рисунков «Завод», «Транспорт», «Железнодорожные пути»,

В 1927–1928 —циклы «Вечера в Селище».

В 1926–1929 работал над графической серией «Стада».

В 1926–1927 в Центральном музее Татарской ССР в Казани состоялась первая персональная выставка Купреянова.

В 1928 совершил поездку в Германию и Италию, из которой привез много путевых зарисовок.

В начале 1930-х неоднократно ездил в творческие командировки по стране, побывал на Каспийском и Азовском морях, Кавказе.

В 1932 создал серию рисунков «Балтфлот».

В 1932–1933 преподавал рисунок в Полиграфическом институте.

В 1933 участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Государственном музее изобразительных искусств.

В 1933 трагически погиб, утонув в р. Урча под Москвой. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1937 издана книга Купреянова «Дневники художника», в которой факсимильно был воспроизведен рукописный текст, сопровожденный легкими набросками.

 

Выставки: 

1933-1934 гг. Мемориальная выставка творчества Купреянова в Москве.

1984 г. Ретроспективные выставки произведений мастера в ГМИИ им. А. С. Пушкина (приурочена к 90-летию со дня рождения)

1994г. Выставка в Государственной Третьяковской галерее (приурочена к 100-летию со дня рождения).

Н.Н. Купреянов начинал как мастер гравюры на дереве, испытав в раннем творчестве влияние кубизма и футуризма (1915–1922), к середине 1920-х отошел от кубизма, оставил занятия гравюрой, работал почти исключительно в оригинальной графике, предпочитая перовые рисунки тушью и акварелью. Купреянов является одним из наиболее виртуозных и значительных рисовальщиков 1920-х — 1930-х. Творческое наследие Купреянова, несмотря на короткую жизнь, весьма велико. Наиболее значительные собрания оригинальной и печатной графики художника находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина и Государственной Третьяковской галерее.

 

А вы знаете, что … 

  • Произведения, связанные с Селищем, занимают особое место в его обширном творческом наследии Николая Купреянова. В них выразилась его любовь к родному краю и семье. И они в полной мере отражают творческие поиски художника на протяжении десятка лет. В местечке Селище под Костромой, на берегу Волги, у его матери сохранилось родовое имение, которое советская власть после революции оставила семье в память об их родственнике – видном писателе-народнике Н.К. Михайловском. 
  • Там Купреянов провел ранние годы, а после учебы в Санкт-Петербурге он вернулся работать в Кострому в качестве преподавателя и художника-оформителя в 1919–1922 годах, до своего переезда в Москву. В дальнейшем он приезжал в Селище каждый год, отдыхал от столичной суеты и увлеченно работал над деревенскими графическими циклами. К ним относится интерьерная серия «Вечера в Селище» (1926–1929), одна из самых глубоких и лиричных в творчестве автора.

  

Что читать: 

Назад