Сегодня имя Владимира Ивановича Касторского известно в основном любителям оперной музыки, музыкантам и страстным филофонистам. А ведь сравнительно недавно о нём знала не только вся Россия, но и весь музыкальный мир. В 1898 году он впервые вышел на сцену Мариинской оперы. В 1907– 1909 годах был участником «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Лондоне и Париже. Ему рукоплескали благодарные слушатели Рима, Милана, Берлина, Мюнхена, Праги и других городов мира. Он сохранил свои вокальные данные практически до последних дней жизни.
Владимир Касторский обладал полнозвучным, подвижным, ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона, драматическим дарованием. Исполнение отличалось высокой музыкальной культурой, выразительностью и изяществом.
Владимир Касторский родился 2 марта 1870 года в небольшом посаде Большие Соли Костромского уезда в многодетной семье священника.
В возрасте девяти лет Володя поступил в Костромское четырехклассное духовное училище. Окончив училище, Владимир поступил в Костромскую духовную семинарию. Семнадцатилетним юношей отец отправил Володю в Пензу на попечение двоюродного деда – епископа пензенского и саранского Антония. Казалось, сама судьба уготовила Володе духовную стезю, и впереди его ждала карьера священнослужителя.
Еще в период учебы в духовном училище он познал красоту церковного песнопения и, поборов своё природное стеснение, стал время от времени вставать на клирос и подпевать высоким голоском на службе.
Поворотным моментом в его судьбе была встреча с двоюродным братом Алексеем Касторским, он был к тому времени уже хорошим пианистом, заканчивал Петербургскую певческую капеллу и готовился принять под своё управление архиерейский хор. Владимир продолжил петь в церковном хоре под управлением двоюродного брата и всерьёз задумался о поступлении в консерваторию.
В 1892 году он переехал в Санкт-Петербург и в 1893 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс профессора Габеля. Но учение продлилось всего полтора года. Ни голос, ни музыкальность Касторского не удовлетворяли профессора Габеля. Консерваторию он вынужден был оставить, но продолжил частные занятия пением и актерским мастерством.
В.И. Касторский выступал в небольших партиях, но сам понимал, что вокальная сторона была ещё далеко не удовлетворительна. Вполне постичь тайну правильной подачи звука было нелегко. И всё чаще его одолевали мысли, что надо или учиться, или совсем бросить пение, если нет возможности для обучения.
В 1895 году изза болезни горла он на время оставил выступления на оперной сцене и вернулся к отцу в Большие Соли. После выздоровления Владимир Касторский получил предложение от главного управляющего бумажной мануфактуры «Товарищества Анны Красильщиковой с сыновьями» – Николая Михайловича Красильщикова – стать регентом церковного хора в селе Родники. Касторский с радостью согласился и быстро явился к месту новой службы. Следующие два года стали решающими в выборе жизненного пути будущего оперного певца. Оказалось, что Николай Михайлович обладает очень хорошим голосом и пению учился у лучших профессоров Милана в течение трёх лет. Красильщиков совсем не удивился просьбе молодого регента заняться с ним вокальной подготовкой и охотно согласился. «Моей консерваторией оказалось село Родники с профессором Красильщиковым», – так впоследствии охарактеризовал Владимир Иванович этот период своей жизни.
Именно Красильщиков посоветовал Касторскому поехать в Мариинский театр на пробу голосов. После нескольких попыток талант, трудолюбие и упорство молодого певца победили – с 1 сентября 1898 года он был принят в Санкт-Петербургский Императорский Мариинский театр. С этого момента началась его работа в Мариинском театре на амплуа первого баса.
В 1920-х годах Касторский совершил большое турне по городам Сибири, Дальнего Востока и Японии. Оперный репертуар Касторского насчитывал 35 партий. Среди лучших образов, созданных им на сцене Мариинского театра, — Сусанин и Руслан в операх Глинки, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, Пимен в «Борисе Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Гремин в «Евгении Онегине» Чайковского. Певец считался одним из лучших отечественных исполнителей вагнеровского репертуара. Концертный репертуар составлял более 230 произведений.
Касторскому были свойственны высокая гражданственность и патриотизм. Еще в годы первой русской революции он организовал концерт «в пользу семейств пострадавших рабочих» (10 декабря 1905 года), а во время Великой Отечественной войны выступал в осажденном Ленинграде, перед отправлявшимися на фронт бойцами, в госпиталях г. Иваново, где находился в эвакуации.
В войну, в трудное для страны время, В.И. Касторский вместе с супругой принял решение передать всё своё ценное имущество в сумме 275 тысяч рублей на постройку боевого самолёта.
В 1934 году Советское правительство присвоило Касторскому звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1939 - ом – звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР; в 1947 году он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
После ухода с оперной сцены В.И. Касторский много записывался на радио, преподавал в Ленинградской консерватории, участвовал в камерных концертах.
Умер Владимир Иванович 2 июля 1948 года в возрасте 78 лет в Ленинграде.
А вы знаете, что …
- В детстве Володе Касторскому в мечтах грезились машины, механизмы, паровозы и другая техника. Будучи взрослым человеком, оперным певцом он поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет на естественный и историко-филологический факультеты. В течение трёх лет он посещал лекции, расширяя свои познания в истории, литературе и искусстве, что облегчало ему толкование ролей и перевоплощение в нужные образы на сцене.
- По окончании духовной семинарии Владимир решил поступить вольноопределяющимся в 160-й пехотный Абхазский полк в Пензе, где прослужил восемь месяцев, но, по его собственному признанию, так ничего и не узнал из того, что полагается знать и уметь солдату. Зато командирам нравился отличный запевала.
- После снятия блокады Владимир Иванович с супругой вернулись из эвакуации в Ленинград. Дом, в котором они жили был полностью разрушен прямым попаданием авиабомбы. Супруги Касторские поселились в Доме ветеранов сцены, где Владимир Иванович и провёл последние годы своей жизни.
- Знаменитый историк академик В. Л. Янин, большой знаток оперы и коллекционер, высказал интересную мысль: Шаляпин был великий актер, но предсказуемый. Исполнение же Касторского всегда поражало новизной, он удивлял и был непредсказуем. Музыкальные критики – современники великих певцов тоже отмечали разницу исполнения ими одних и тех же партий, ценили Касторского за свежесть интерпретаций. Его голос невозможно было спутать ни с каким другим, он отличался неповторимой индивидуальностью тембра. Лучшим артистом называли Шаляпина, но лучшим вокалистом – Касторского.
Что читать:
|