Поиск

 

Мы в социальных сетях

Полезная информация

Культура РФ

Оценка качества услуг

Полезная информация

Наши акции

Тотальный диктант в Костроме
 

215 лет со дня рождения Г.Г. Чернецова

Григорий Григорьевич Чернецов (1802 – 1865) — русский живописец пейзажей и перспективных видов, талантливый художник-портретист, академик пейзажной живописи, известный в свое время художник, уроженец г. Лух, Костромской губернии.

Уже в детстве он обнаруживал большие способности к рисованию; в начале 1819 года Чернецов обратился в Академию Художеств с письмом, при коем приложены были два небольших рисунка с эстампов, с просьбою принять его в число учеников Академии на казенный счет, так как недостаток средств отца не позволяет ему поступить в Академию на собственный счет. За малолетием и отсутствием свободных мест ему было отказано, но Академия, уважая его желание быть художником, предложила ему даром нужные художественные пособия.

Но судьба улыбнулась даровитому юноше. Через Лух проезжал П.П. Свиньин, заметил в Чернецове способность к рисованию, взял его с собою в Петербург и рекомендовал Обществу Поощрения Художников. При поддержке общества Чернецов стал посещать классы Академии, в 1819 году, в качестве постороннего ученика. Он обучался сначала у А. Варнека, а затем у М. Воробьева.

Уже в 1821 году Академия наградила его за живопись; в 1825 году за живопись перспективную он был удостоен серебряной медали первого достоинства. В 1826 году Чернецов представил вид Военной Галереи и пейзаж, писанный с натуры, за что и получил золотую медаль второго достоинства и признан художником XIV класса.

В 1831 году он был удостоен звания академика за исполненную, по назначению Академии, картину, изображающую вид в окрестностях Петербурга.

Вместе с братом своим, уступавшим ему по дарованию, Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до ее устьев, в 1810 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846—1849 гг.

В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 руб. Эскизы и этюды поволжских видов очень заинтересовали иностранных художников, которым Чернецовы показывали их в Риме. Они собирались издать альбом волжских видов, но, к сожалению, не привели в исполнение своего желания. В 1846 году Григорий Чернецов, вместе со своим братом Никанором и Сергеем Ивановым, родным братом знаменитого живописца, был отправлен на казенный счет в Италию, где пробыл три года. В 1849 году он вернулся обратно в Петербург, причем ему было дано по Высочайшему повелению на дорогу 100 червонцев. С 1829 года он носил звание придворного живописца и получал содержание от Кабинета Его Величества.

Кисти его принадлежат следующие картины, находящиеся в залах Академии Художеств: "Погребальный катафалк Императрицы Марии Федоровны", "Вид в окрестностях Петербурга" и "Мертвое море"; последняя картина написана в 1850 году и принесена в дар Академии самим художником в 1859 году. В Царскосельском дворце находится акварель художника, на которой представлен Император Александр І, сидящий за письменным столом; рядом с нею находится другая акварель, изображающая последние минуты пребывания Императора Александра І в Петербурге. Последняя картина, как и картина, изображающая Имп. Александра І молящимся на коленях перед ракой Св. Александра Невского в Невской лавре, были изданы Обществом Поощрения Художников. Кисти его также принадлежит картина "Майский парад в 1837 году", находящаяся в Зимнем Дворце. На картинке, служащей эскизом для большой картины, изображающей парад по случаю окончания Польской войны, изображены по желанию Императора Николая I в качестве зрителей Жуковский, Гнедич, Крылов и Пушкин.

Плавание по Волге позволило художникам Чернецовым написать многосаженную непрерывную панораму обоих ее берегов, приобретенную императором Николаем I, но оставшуюся, к сожалению, не изданной и теперь утраченную.

Григорий Чернецов с 1829 года был удостоен звания придворного живописца с содержанием от Кабинета Его Величества.

А вы знаете, что…

Только в начале 50-х годов Чернецовы смогли продемонстрировать на Васильевском острове в Петербурге панораму «Волга». Огромная картина, исполненная с высоким художественным мастерством, 746 м длиной и высотой 2,5 метра, изображала все достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама была закреплена на двух вертикально поставленных цилиндрах и расположена за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя возникало ощущение движения судна. «Путешествие» длилось два часа. Но частое перематывание картины пагубно сказалось на её сохранности, и к 80-м годам XIX века от неё остались лишь обрывки. В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись окончательно.

По некоторым свидетельствам знаменитое полотно братьев Чернецовых было приобретено Николаем I.

Назад