Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
175 лет со дня рождения В. Ф. Нагорского Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

175 лет со дня рождения В. Ф. Нагорского

Валентин Федосеевич Нагорский (1845 — 1912) - русский эпизоотолог, один из организаторов ветеринарного дела в России, доктор медицины (1880). Окончил ветеринарное (1868) и медицинское (1872) отделения Петербургской медико-хирургической академии. Родился в г. Кинешма Костромской губернии.

Мать, вдова чиновника в г. Кинешме, на скудные средства могла давать сыну лишь возможность к существованию. Она, например, сама из оставшегося от мужа платья перешивала «форменную» одежду для сына.

В 1883 организовал первое в России ветеринарное бюро при Московской губернской управе. В 1905—12 начальник Ветеринарного управления министерства внутренних дел. Н. впервые составил ветеринарное законодательство, разработал правила обязательного страхования скота и постановление об устройстве и содержании боен. Участник Международных ветеринарных конгрессов (1899, 1905, 1909) и один из организаторов созыва 1-го и 2-го Всероссийских съездов ветеринарных врачей (1903, 1910).

До открытия Ветеринарного бюро в Московском земстве числилось всего 4 ветеринарных врача (ветеринара) и 13 ветеринарных фельдшеров, прошедших профессиональную подготовку в полковых фельдшерских школах, или практиков-коновалов, получивших свидетельства на звание ветфельдшера в Московской медицинской конторе или Врачебной управе. В те годы в губернии постоянно регистрировали вспышки инфекционных болезней — чумы крупного рогатого скота, сапа лошадей, повального воспаления легких, ящура, сибирской язвы, бешенства, ликвидировать которые было невозможно таким составом ветеринарных кадров. Поэтому В.Ф. Нагорский упорно и методично стал подбирать в земство ветеринарных врачей с высшим образованием.

С 1889 г. в Московской губернии больше не регистрировали вспышки чумы крупного рогатого скота, возникавшие чуть ли не каждый год и приносившие огромные страдания крестьянскому населению и большие экономические убытки. Это была первая губерния в Российской империи, сумевшая надолго прекратить эпизоотии чумы на своей территории.

После победы над чумой у ветеринаров губернии появилась возможность планомерно и целенаправленно работать по ликвидации и профилактике других заразных болезней, также наносивших большой урон крестьянским и помещичьим хозяйствам губернии, — повального воспаления легких, сапа, сибирской язвы, ящура, туберкулеза, бешенства, глистных болезней, чесотки. В.Ф. Нагорский выписывал из Санкт-Петербургского императорского института экспериментальной медицины туберкулин и маллеин для диагностических исследований в помещичьих хозяйствах скота на туберкулез и лошадей на сап.

Под руководством В.Ф. Нагорского в Ветеринарном бюро разработали систему страхования скота и добились ее внедрения в жизнь, позже было введено страхование лошадей.

В январе 1893 г. В.Ф. Нагорский подал прошение об отставке, которое было удовлетворено. В.Ф. Нагорский переехал в Харьковский ветеринарный институт, где ему предоставили должность приват-доцента на кафедре эпизоотологии.

В период Первой мировой войны, которая внесла большой дисбаланс в гражданскую земскую ветеринарию, многих земских ветеринарных врачей и фельдшеров мобилизовали на фронт, участились вспышки заразных болезней. Много сил пришлось затратить на сдерживание и ликвидацию эпизоотии, на прием и размещение элитного скота из прифронтовых западных областей России, на организацию отбора лошадей для нужд фронта.

«Астма, артериосклероз, недостаточность полулунных клапанов аорты» — такой диагноз поставил он себе в письме к другу, известному ученому-гигиенисту Ф. Ф. Эрисману. Поездка на лечение в Италию оказалась бесполезной, и в 29 марта 1912 года он скончался. Тело его в сопровождении большого количества друзей и делегаций различных учреждений было перевезено на родину — в город Кинешму и там похоронено на кладбище у церкви Александра Невского. 

А вы знаете, что…

В.Ф. Нагорский ввел в практику регулярные совещания ветврачей в Ветбюро, разработал единую для всех 13 уездов систему ветеринарного учета и отчетности; внедрил ветеринарный надзор на московских бойнях, скотопригонном дворе, утилизационных заводах Шаво и Иванова. В частности, он ввел на бойнях ветеринарный осмотр до убоя и после убоя, или как сейчас принято называть — ветеринарно-санитарную экспертизу убойных животных, которую на первых порах проводил лично. В.Ф. Нагорский инициировал открытие в 1889 г. бесплатной ветеринарной амбулатории на конной площади в Москве, разделение территории Москвы на 4 ветеринарных участка, каждым из которых руководил ветеринар; с его подачи были открыты в Москве еще 3 амбулатории в Рогожской, Сущевской и Басманной частях города. В.Ф. Нагорский добился постановления Губернского земского собрания о приближении ветеринарной помощи к населению через ветеринарные участки в уездах.

«…Одним из внеслужебных занятий его была астрономия. Вызывая протесты домашних, он открывал окно во всякое время года, чтобы наблюдать или показать гостю ту или иную планету, когда она попадает на небольшой кусочек неба, видимый из его квартиры. Он был членом Французского Астрономического Общества. Конечно, для такого астрономического и всякого подобного удовольствия судьба дарила Валентину Федосеевичу так мало времени, что о каких-либо серьезных научных увлечениях, в смысле отдыха, нечего было и думать.

Это был труженик, отдавший свои силы, свою жизнь на благо Родины» (Священник Н.Н. Блинов). 

Что читать:

 

Назад