Поиск
|
Виртуальная краеведческая справочная служба выполняет разовые запросы удаленных пользователей, касающиеся Костромы и Костромской области. При поиске информации используются справочно-библиографический фонд Муниципального информационного центра по краеведению Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина и ресурсы сети Интернет. Услуги службы предоставляются бесплатно. Срок выполнения справок до 5 рабочих дней, в зависимости от сложности вопроса. К исполнению принимаются запросы краеведческого характера:
Ограничения:
Форма запросаАлексейВопрос: Ответ: Добрый день, Алексей! Книга Е. Честнякова "Сказки, баллады, фантазии" была издана в Москве в 2012 году в издательстве «Московские учебники». О планах переиздания этой книги мы ничего сказать не можем. Эта книга имеется в Муниципальном информационном центре Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина (ул. Советская, д. 27/31; тел.: 31-31-04). В муниципальных библиотеках города Костромы есть много других книг замечательного художника, философа и писателя Е.В. Честнякова. Среди них:
Кроме того, электронная краеведческая картотека Муниципального информационного центра Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина насчитывает более 200 библиографических записей, которые содержат сведения об имеющихся материалах о творческом наследии и жизненном пути Ефима Честнякова.
03.12.2024 21:00 Татьяна С.Вопрос: Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, можно ли у вас подобрать информацию об истории возникновения кинотеатра «Россия», теперешнего культурного центра «Россия». Может какие-то статьи, интервью, публикации. Спасибо! Ответ: Здравствуйте! Сотрудник методического отдела ЦГБ имени А.С.Пушкина подготовила для Вас информацию со ссылкой на интернет-источники. К сожалению, в нашей краеведческой картотеке статей сведений о публикациях в прессе не найдено. Советуем обратиться за помощью в универсальную научную библиотеку или архивы. «Золотым веком» советских кинотеатров стал конец 60-х начало 70-х гг. XX века. Именно в это время велось самое активное их строительство. Наибольшее распространение среди кинотеатров получили проекты 2 – 06 – 60 в Москве и 2Лг-06-1 в Ленинграде. В регионах СССР – проекты 264– 13 -1 и 264 – 13 – 1 / 70, причем с наименьшей вариативностью фасадов. 1960-е годы в Советском Союзе был зарегистрирован наивысший показатель посещаемости - 22 посещения в год на человека. В 1961 году, за два дня до открытия Московского МКФ произошла сдача первого широкоформатного кинотеатра - «Россия». На базе этого проекта был разработан так называемый «Московский проект» на 1400 мест, который был взят за основу серии кинотеатров, построенных в Москве в конце 60-х л – начале 70-х. В 1963 году коллективом авторов Ленпроекта была разработана типовая серия кинотеатров. Это однозальный и широкоэкранный кинотеатр на 1250 мест с большим изгибающимся стеклянным фасадом. Всего по этому проекту в период с 1965 по 1970 г. было построено 13 таких кинотеатров. Идея использовать стекло в качестве отделки кинотеатра была предложена архитектором Александром Гегелло. Форма зала и материалы отделки позволили в этом типовом проекте достичь хорошего (по меркам того времени) качества звука. В конце 60-х – начале70-х гг. основные проекты разрабатывались в ЦНИИЭП зрелищных зданий им. Б. Мезенцева. Была принята единая градация вместимостей: 200, 300, 500, 800, 1200, 1600, 2500 мест (типовые проекты разрабатывались для кинотеатров менее 1000 мест). В 70-е годы происходит снижение посещаемости кинотеатров, в первую очередь из-за распространения телевидения. Поэтому, если ранее в многозальных кинотеатрах малый зал использовался в первую очередь для показа кинохроники, теперь оба зала используются для показа художественных фильмов. Меняются и правила проектирования новых проектов: соотношение между размерами большого и малого зала уменьшается до 2 -3 (400+200, 600+200, 800+300). Также кинотеатры теперь совмещаются с кафе, танцзалами, выставочными помещениями и т.д. В 80-е годы с постепенно набирающей популярностью видео посещаемость кинотеатров стала снижаться. Постепенно стало понятно, что гигантомания при строительстве кинотеатров изжила себя, потребовалось строительство многозальных кинотеатров. Последний широкоформатный кинотеатр был построен в 1982 году. Город Кострома, кинотеатр «Россия» Местонахождение: Россия, Костромская область, Кострома, Улица Северной Правды, 34 Серия: Кинотеатры: типовые и повторно применяемые проекты Проект: 264-13-1, 264-13-1/70 Этажность: 2 Окончание строительства: 1974 Текущее состояние: Используется Название/назначение – Культурный центр Назначение: Широкоформатный кинотеатр на 800 мест Проектная организация: ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортсооружений Архитекторы: Бубнов М., Лазарев В., Семейкин И., Тер-Степанов Э. Инженеры: Немировский В. Кем утверждён (введён в действие): Госкомитетом ГСиА при Госстрое СССР Дата утверждения: 30.01.1965 9 августа 1974 г. в г. Костроме в микрорайоне Черноречье открылся новый, широкоформатный кинотеатр «Россия». Фойе – двухэтажное. Пол – устлан мозаичной плиткой, стены отделаны туфом и базальтом. Зрительный зал расположен амфитеатром и вмещал 800 зрителей. Стены в зале отделаны деревянной рейкой, потолок – подвесной, вогнутый экран, на котором совершалось «волшебство широкоформатного показа», в длину 22 и в ширину 9 метров. В стенах – 18 стереофонических динамиков. В зал все время поступал кондиционированный воздух с определенной влажностью и постоянной температурой – 18 градусов. В настоящий момент в здании расположен Культурный центр «Россия» детско-юношеского центра «АРС». Литература:
07.11.2024 15:35 Доброновская Наталья СергеевнаТатьяна Анатольевна, здравствуйте! К Вам обращается сотрудник молодёжной библиотеки г. Красноярска Наталья. Ваш контакт я нашла на сайте библиотечной системы города Костромы. Дело в том, что я искала информацию о композиторе В. Перфильеве и наткнулась на статью 80 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РФ, создателя и первого руководителя Костромского регионального отделения общественной организации «Союз композиторов России», композитора и педагога В.М. Перфильева, уроженца г. Чухломы. - Централизованная библиотечная система города Костромы находящуюся на интернет-странице библиотечной системы и обратила внимание на следующую информацию (цитата скопирована с сайта): «…композитора и педагога В.М. Перфильева (1944 - 2013), уроженца г. Чухломы. Известный костромской композитор Владимир Михайлович Перфильев родился в 1947 году в г. Чухломе Костромской области.» Подскажите, пожалуйста, его даты жизни 1944-2013 или 1947-2013, а может я что-то неправильно поняла. С уважением, Наталья Доброновская, главный библиотекарь отдела комплектования и обработки ККМБ
Добрый день, Наталья Сергеевна! Действительно, информация о замечательном костромском композиторе Владимире Михайловиче Перфильеве на сайте содержит неточность. Год рождения композитора - 1944. Подтверждением тому служит статья журналиста Веры Арямновой в областной газете «Северная правда» за 25 мая 2004 года - «Владимир Перфильев: композитор должен владеть всеми жанрами и стилями». К сожалению, некоторые печатные источники указывают 1947 год. Рады, что Вы интересуетесь датами нашего краеведческого календаря. С уважением, методист Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина Елена Викторовна Кулемина
30.10.2024 11:00 МарияМария Вопрос: Здравствуйте, как заказать, или хотя бы посмотреть содержание данной книги? - "История Антроповских сел и деревень" 1 книга. Автор Татьяна Сироткина Ответ Книга Сироткина, Т.С. История антроповских сёл и деревень, находится в Муниципальном информационном центре по адресу: Советская, 27, телефон 31-31-04.
08.10.2024 17:53 СергейВопрос: Здравствуйте! Я ищу информацию об эвакогоспитале 1369 и узнал, что он находился в г. Кострома с 1941 по 1943 годы. Родной брат моего прадеда, Тарадаев Иван Иванович, после ранения на фронте, находился на излечении в ЭГ 1369 с 18 февраля по 30 марта 1942 года. Я пока не могу разобраться, в каком здании и по какому адресу он находился в это время. В интернете мне удалось найти номер 3-4 журнала "Губернский дом" за 2005 год. В нём указано: "... в Костроме были развернуты: эвакогоспиталь № 1369, прибывший в конце июля 1941г. из Ленинградской области " "По сохранившимся документам периода Великой Отечественной войны удалось установить места размещения в Костроме госпиталей. эг 1369 - в Школьном переулке, д. 11 ЭГ 1369/1517 - ул. Д Ответ: Добрый день, Сергей! В ответ на Ваш запрос сообщаем что эвакогоспиталь № 1369 был сформирован в г. Кингисепп Ленинградской области и находился в г. Кострома с 1941 по 1943 годы. В книге «Летопись народного подвига. Костромской край в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)» Сборник документов. / Под ред.: Н.В. Бадьиной, Л.А. Ковалёвой – Кострома: Костромаиздат, 2021 – 432 с. ; илл. . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kosarchive.ru/upload/2.pdf приводится письмо начальника эвакогоспиталя военврача Захарова, в котором упоминается эвакогоспиталь №1369. Здание учительского института в Костроме находилось по адресу ул. 1 Мая д. 14. На ул. Лермонтова, д.9 (бывш. переулок Школьный, д. 11) находится Областной госпиталь для ветеранов войн. В период с 15.08.1943 по 19.05.1945 гг. здесь находился военный госпиталь №1900. На этом здании установлены две мемориальные доски. На этом здании установлены две мемориальные доски. По адресу ул. Дзержинского, 17 находится главный корпус Костромского государственного университета. 22 июня 2021 года на здании университета была установлена мемориальная доска. Других сведений об эвакогоспитале №1369 в фондах библиотеки нет. На территории Костромской области в годы войны находилось временно и постоянно около 50 эвакуационных госпиталей. Правда, некоторым из них пришлось преодолеть тысячи километров, прежде чем обосноваться на Костромской земле, поскольку они переводились сюда из Ленинграда, Украины, Сибири, Средней Азии и других районов огромной страны. В самой Костроме постоянно дислоцировалось 10 госпиталей. В книге «В грозном 41-м … размещена иллюстрация о том сколько разных госпиталей в года войны находилось по ул. Дзержинского, 15. (https://ganiko.org/data/kniga-v-groznom-41-m.pdf ). По Вашему запросу рекомендуем Вам обратиться в Государственный архив Костромской области (ул. "Северной правды", 24). Адрес сайта организации: https://kosarchive.ru Электронная почта: gako.dkko44@yandex.ru " 06.09.2024 08:59 ЕленаВопрос: Добрый день. Ответ: Добрый день, Елена! Дома по ул. Лесной №39 и №47 действительно принадлежали одному человеку –костромскому купцу 3 гильдии Д.К. Каржавину. Далее приводим выдержки из зданий, находящихся в фонде Муниципального информационного центра Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина (ул. Советская, д. 27. Телефон для справок 31-31-04)
УЛ. ЛЕСНАЯ, 39 Дом Каржавина, кон. XVIII - нач. XIX вв., втор. пол. XIX в., нач. ХХ в.Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 39, лит. А 1. Из книги В.Н. Бочкова «Старая Кострома»: Двухэтажный с антресолями каменный дом (№ 39) выделяется в конце улицы архитектурными достоинствами и давностью постройки. Еще в 1810 году он принадлежал купцу Д.К. Коржавину — при доме находился кожзавод из двух корпусов. Имеется описание завода 1832 года: каменные кожевни, вызольная и дубильная, в каменном флигеле — стригальная и сушильная, два сарая (для корья и толчения дуба) и два амбара. Завод ежегодно вырабатывал 12 тыс. черных и 3800 белых кож, работало на нем 25 человек. Действовал он до 1870 года. Дом же вскоре перешел к П.И. Стоюнину — при нем появился балкон. 2. Из энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»: https://bibl-kostroma.ru/wp-content/uploads/2018/06/Pamyat-arkhitekt-kostromskoy-obl_v-1_ch-1.pdf Интересный образец крупного купеческого особняка Костромы рубежа XVIII-XIX вв., выполненный в стиле зрелого классицизма и отличающийся более поздним нарядным фасадным убранством в духе эклектики. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с антресолями построено костромским купцом 3 гильдии Д.К. Каржавиным и находилось во владении этого рода в 1868 г. Во второй половине XIX в. частично изменено фасадное убранство дома; к 1880-м гг. относятся чугунный балкон с улицы и низкая двухэтажная пристройка со двора. В начале XX в. сооружены въездные ворота и ограда вдоль улицы. Перед революцией дом принадлежал купцам Стоюниным. Большое прямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей вытянуто вдоль улицы своим главным фасадом в десять осей окон. К центральной слегка выступающей его части в четыре оси примыкает металлический балкон с козырьком, опирающийся на пять чугунных столбиков. У северо-западного угла — низкая двухэтажная лестничная пристройка. Первоначальное фасадное убранство сохранилось лишь частично в виде основных членений — междуэтажного карниза и венчающего широкого антаблемента с сухариками и модульонами в карнизе, лопаток на углах и сандриков на кронштейнах у высоких окон второго этажа. Рамочные штукатурные наличники окон с подоконными нишами, замковыми камнями типа львиных масок в первом этаже и лепными гирляндами во втором принадлежат периоду эклектики. В интерьере дома сохранилась прежняя планировка этажей с коридором в центре и тремя большими парадными помещениями анфилады на главном фасаде. В ряде комнат имеются лепные розетки и карнизы, филенчатые двери и печи белого кафеля. Угловое северовосточное помещение кухни перекрыто коробовым сводом с распалубками. По обеим сторонам фасада дома расположены кирпичные трехпролетные ворота в неоклассическом стиле. По бокам щирокого центрального проезда находятся проходные калитки (у правых ворот одна из них заложена) с прямыми перемычками. Устои их украшены полуколоннами на постаментах, парными одинарными. В завершении — карнизы с сухариками и лучковым фронтоном над проездом, в тимпане которого помещен рельефный круг.
УЛ. ЛЕСНАЯ, 47 Дом Каржавина, кон, XVIII в. 1. Из книги «Памятники архитектуры Костромской области». Вып. 1. Кострома: Один из видных купеческих особняков Костромы конца XVIII в. в стиле раннего классицизма, отличающийся парадностью своего облика. Двухэтажное здание с антресолями, кирпичное и оштукатуренное, построено в 1790-х гг. купцом В.К. Каржавнным (разрешение на строительство выдано в 1792 г.). С 1824 г. по 1840-е гт. принадлежал его дочерям, в 50-60-х гг. XIX в. — купцу В.М. Солодовникову, а позднее — Третьяковым. Сравнительно крупный прямоугольный в плане объем дома с вальмовой кровлей вытянут вдоль улицы своим главным фасадом в девять осей окон. Строго выдержанное убранство его подчеркнуто парадно. Края закреплены пилястрами с отступом от углов, между этажами — простой карниз, в завершении — антаблемент с лепным растительным орнаментом во фризе, сухариками и модульонами в карнизе. Прямоугольные окна хороших пропорций и без наличников помещены в филенки, в первом этаже — небольшие, во втором — высокие. Под верхними окнами — ниши. Средняя часть главного фасада выделена легким выступом с четырехпилястровым портиком ионического ордера во втором этаже и с архивольтами на импостах над его окнами с замковыми камнями. В интерьере дома сохранилась частично прежняя планировка с продольной и несколькими поперечными стенами, которые выделяют вестибюль с лестницей со стороны двора. В ряде помещений имеются филенчатые двери. 2. Из энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»:http://enckostr.ru/showObject.do?object=1804576684 Интересный образец крупного купеческого особняка Костромы рубежа XVIII-XIX вв., выполненный в стиле зрелого классицизма и отличающийся более поздним нарядным фасадным убранством в духе эклектики. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с антресолями построено костромским купцом 3 гильдии Д.К. Каржавиным и находилось во владении этого рода в 1868 г. Во второй половине XIX в. частично изменено фасадное убранство дома; к 1880-м гг. относятся чугунный балкон с улицы и низкая двухэтажная пристройка со двора. В начале ХХ в. сооружены въездные ворота и ограда вдоль улицы. Перед революцией дом принадлежал купцам Стоюниным. Большое пямоугольное в плане здание с вальмовой кровлей вытянуто вдоль улицы своим главным фасадом в десять осей окон. К центральной, слегка выступающей его части в четыре оси примыкает металлический балкон с козырьком, опирающийся на пять чугунных столбиков. У северо-западного угла – низкая двухэтажная лестничная пристройка. Первоначальное фасадное убранство сохранилось лишь частично в виде основных членений – междуэтажного карниза и венчающего широкого антаблемента с сухариками и модульонами в карнизе, лопаток на углах и сандриков на кронштейнах у высоких окон второго этажа. Рамочные штукатурные наличники окон с подоконными нишами, замковыми камнями типа львиных масок в первом этаже и лепными гирляндами во втором принадлежат периоду эклектики. В интерьере дома сохранилась прежняя планировка этажей с коридором в центре и тремя большими парадными помещениями анфилады на главном фасаде. В ряде комнат имеются лепные розетки и карнизы, филенчатые двери и печи белого кафеля. Угловое северо-восточное помещение кухни перекрыто коробовым сводом с распалубками. По обеим сторонам фасада дома расположены кирпичные трехпролетные ворота в неоклассическом стиле. По бокам широкого центрального проезда находятся проходные калитки (у правых ворот одна из них заложена) с прямыми перемычками. Устои их украшены полуколоннами на постаментах, парными и одинарными. В завершении – карнизы с сухариками и лучковым фронтоном над проездом, в тимпане которого помещен рельефный круг. 3. Из книги «Памятники архитектуры Костромской области». Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 182 – 183. Дом Каржавина, кон. XVIII в. Костромской, р-н/Костромская, обл, д. 47, лит. А Один из видных купеческих особняков Костромы конца XVIII в. в стиле раннего классицизма, отличающийся парадностью своего облика. Двухэтажное здание с антресолями, кирпичное и оштукатуренное, построено в 1790-х гг. купцом В.К. Каржавиным (разрешение на строительство выдано в 1792 г.). С 1824 г. по 1840-е гг. принадлежал его дочерям, в 50-60-х гг. XIX в. – купцу В.М. Солодовникову, а позднее – Третьяковым. Сравнительно крупный прямоугольный в плане объем дома с вальмовой кровлей вытянут вдоль улицы своим главным фасадом в девять осей окон. Строго выдержанное убранство его подчеркнуто парадно. Края закреплены пилястрами с отступом от углов, между этажами – простой карниз, в завершении – антаблемент с лепным растительным орнаментом во фризе, сухариками и модульонами в карнизе. Прямоугольные окна хороших пропорций и без наличников помещены в филенки, в первом этаже – небольшие, во втором – высокие. Под верхними окнами – ниши. Средняя часть главного фасада выделена легким выступом с четырехпилястровым портиком ионического ордера во втором этаже и с архивольтами на импостах над его окнами с замковыми камнями. В интерьере дома сохранилась частично прежняя планировка с продольной и несколькими поперечными стенами, которые выделяют вестибюль с лестницей со стороны двора. В ряде помещений имеются филенчатые двери.
01.09.2024 11:52 ЭльвираВопрос: Здравствуйте. Интересуюсь герб-памятником "Ладья" на Набережной. Подскажите, пожалуйста, когда он был возведён и кем? Что было на этом месте до него? Где можно узнать об этом побольше?
Ответ: Добрый день! В конце 1766 года императрица Екатерина II задумала совершить инспекционную поездку по волжским городам Российской империи и распорядилась заложить на верфи, в Твери, целую флотилию парусно-гребных судов для будущего путешествия. Императрице захотелось с царственным блеском явить себя перед своими подданными, а заодно и посмотреть, как живёт российский народ вдалеке от столицы. Строительством кораблей поставлен был заведовать капитан 2-го ранга Пётр Пущин, а непосредственно работой руководил галерных дел мастер Михаил Щепин. Несмотря на крайне сжатые сроки, ответственный заказ был выполнен вовремя, и уже 2 мая 1767 года, под громы орудийного салюта флотилия двинулась в путь. Галеры «Тверь», «Волга», «Ярославль», «Казань», «Углич», «Кострома», «Нижний Новгород», «Синбирск», госпитальное судно «Ржев Владимиров» и ещё 14 судов меньшего размера отправились из Твери вниз по Волге. Екатерина II с фрейлинами расположилась на галере «Тверь». Это судно специально строилось в качестве императорской галеры, и потому в отличие от традиционных галер имело удлинённую кормовую надстройку с апартаментами для высочайшей гостьи и её приближённых. 14 мая Императорская галера «Тверь» Екатерины II и эскадра сопровождения бросили якоря в устье реки Костромы, напротив Ипатьевского монастыря. Вид растянувшейся вдоль берега императорской флотилии потрясал воображение своим величием. При вступлении флотилии из Волги в устье Костромы был произведён приветственный салют: с городского вала сделаны были 31 выстрел, из Ипатьевского монастыря — из 37 пушек; во всех городских церквах произведён был колокольный звон. Екатерина объявила, что вечер и ночь проведёт на галере, а торжественную встречу назначила на следующий день. 15 мая в 9 часов императрица взошла в специально приготовленную для неё шлюпку. У пристани Ипатьевского монастыря, при выходе на берег, Её Величество приветствована была речью епископа Костромского и Галичского Преосвященного Дамаскина. Выслушав её и приложившись к святому кресту, Государыня торжественно вступила в Троицкий собор, где изволила слушать божественную литургию на царском месте. В 4 часа пополудни Екатерина II со всей блестящей свитой, при пушечной пальбе с флотилии и городского вала и колокольном звоне со всех городских церквей, отправилась на богато убранной шлюпке по реке Костроме к городской пристани, где изволила сесть в карету, и в сопровождении депутатов верхами направилась в Успенский собор. После собора Государыня посетила дом воеводы Малыгина, где были представлены Её Величеству костромские фабриканты и купечество, и все были допущены к руке. По принятии поднесенных фабрикантами тканых полотен, которыми славилась Кострома, Государыня возвратилась обратно в Ипатьевский монастырь, где предводитель местного дворянства и депутаты имели счастье с ней отужинать. Вечером на правом берегу Волги, не входившем в ту пору в городскую черту, светился царский вензель, как писал один из участников того путешествия: «На нагорной стороне противъ галеры зазжены были иллюминаціи, представляющия вензелевое Ея Величества подъ императорскою короною имя, и вѣсь городъ и монастырь во всю ночь иллюминированы были». После ужина, затянувшегося до 12 часов ночи, Государыня оставила обитель и отправилась на галеру. 16 мая утром флотилия снялась, и Императрица отправилась в дальнейшее путешествие. В благодарность за восторженную встречу её костромичами Екатерина II отписала генерал-прокурору Сената А.А. Вяземскому: «Прикажите в Геральдии сделать городу Костроме и уезду Костромской герб». Позже царица решила, что именно галера станет гербом города. Таким образом, герб Костромы стал первым, официально утвержденным городским гербом в России. Вояж Екатерины II длился 32 суток и включал посещение прибрежных городов, монастырей и достопримечательных мест. После завершения путешествия галеру «Тверь» было велено «хранить вечно не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия» в Казани. Необходимо отметить, что галера поражала изяществом и красотой, гармонией подбора деталей отделки. Снаружи надстройку украшали многочисленные рельефные изображения Нептуна, сирен, русалок, тритонов и амуров, вырезанные из дерева неизвестными русскими мастерами. Особенно богатое декоративное убранство имел транец, в центре которого помещались государственный герб и вензель императрицы. Основной материал, из которого была построена «Тверь», – сосна, набор корпуса был из дуба, а для резных украшений использовались липа и береза. Качество постройки вызывало восхищение: например, стыки палубы и бортовой обшивки были подогнаны настолько плотно, что их не требовалось конопатить. В кормовой надстройке были оборудованы небольшая каюта капитана и большие роскошно отделанные каюты. Особым убранством отличались спальня императрицы и столовая на 12 персон. В трюме, под кормовой надстройкой, располагались каюты фрейлин и статс-дам, а также кладовые для припасов, всего десять помещений. С момента постановки на вечное хранение «Тверь» находилась в ведении Казанского Адмиралтейства, с упразднением его – Морского министерства Российской империи, затем Министерства государственных имуществ. С начала 60-х годов позапрошлого века галера состояла в ведении городского общественного управления, устроившего для нее в 1888 году специальное помещение – типа эллинга, в котором она и простояла до дня своей гибели. В павильоне размером 10х40 метров галера пережила все перипетии российской истории: Февральскую революцию и Октябрьский переворот 1917 года, Великую отечественную войну 1941-1945 гг., но из-за отсутствия охраны сгорела от банальной детской шалости с огнем в 1956 году. На тот момент галера была старейшим гребным судном в мире. Уникальный памятник русского кораблестроения XVIII века оказался утраченным навсегда. Предпринимались попытки воссоздать этот памятник волжского судоходства : к 1000-летию Казани, к 300-летию Санкт-Петербурга, но они не увенчались успехом. Хотя чертежи галеры до сих пор хранятся в Казани. Возможно, со временем такой памятник появится в Костроме, в месте на Волге, где приставала галера «Тверь», ставшая основой для создания первого в России герба нашего города. В известном фотоальманахе «Костромичи - взгляд через 100-летие» о Костроме и костромичах, об истории города и о тех, кто ее творил - есть предложение Долгодворова Валентин Николаевич к.т.н., доцент КГУ им. Н.А. Некрасова. Предлагаю на этом месте разместить макет – копию императорской галеры «Тверь» - прообраза герба города Костромы в масштабе 1:3 (длина 12 м, ширина 2 м, высота 2,5 м). мачты и паруса изготавливаются из гирлянд светодиодных ламп, высотой 10 метров. Особенно тщательно копируются кормовая часть, герб России, вензель Екатерины II, фонари, штандарт Императрицы, Андреевский флаг, и бортовые лестницы. Мифологические рельефные рисунки выполняются на накладных металлических вырезках, выполненных плазменной резкой по вырезанным контурам. Это вполне по силам Костромскому судомеханическому заводу. Ориентировочная стоимость вместе с рабочим проектом 2,0-2,5 млн. руб. Что город получит в результате установки макета – копии галеры «Тверь». Улучшение туристического статуса города Костромы; Появление ещё одного туристического объекта; Возможность возникновения ещё одного костромского бренда – «Императорская галера»;
28.06.2024 11:10 ТамараВопрос: Слышала, что первый городской театр был где-то районе улицы Нижняя Дебря, правда ли это?»
Ответ: Добрый день. Первое документированное упоминание о существовании театра в Костроме относится к 1808 году. Одна из известных сценических площадок располагалась на территории нынешней первой городской больницы. В 1812 году, перед вступлением в Москву наполеоновских войск, в губернский город Кострому был эвакуирован Московский императорский театр и его школа. Вскоре небольшого деревянного дома стало не хватать, и в начале 20-х годов XIX века театр был вынужден подыскивать другую, подходящую по размерам сцену. Под нужды Мельпомены был приспособлен склад кожевенного завода купца Сыромятникова на Нижней Дебре. Сцена находилась на пятиметровой глубине. А.Ф. Писемский в романе «Люди сороковых годов» описал, что представлял из себя этот театр: «Надобно сказать, что театр помещался не так, как все в мире театры — на поверхности земли, а — под землею. Он переделан был из кожевенного завода и до сих пор сохранил еще запах дубильного начала, которым пропитаны были его стены. Посетителям нашим, чтобы попасть в партер, надобно было опуститься вниз, по крайней мере, сажени две». Это было первое каменное театральное здание в городе, но, к сожалению, здание не дожило до наших дней. Известное нам здание театра на проспекте Мира построили в 1863 году.
03.06.2024 11:30 ТамараВопрос: Здравствуйте! Интересуюсь историей застройки квартала с угла Мельничного переулка и улицы Лесной. На старых фотографиях видна паровая мельница Аристова, где можно побольше узнать про ее создателя и дальнейшую историю?
Ответ: Добрый день! Нужную вам информацию можно найти в книге известного костромского краеведа, писателя Виктора Николаевича Бочкова: Улицы Костромы : Справочник / Под ред. В. Н. Бочкова, И. Н. Захарова. - Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1989. - 94 с. : ил. Мельничный переулок - от ул. Кооперации до ул. Лесной. Возник в XV—XVI вв. на так называемом Вознесенском посаде на берегу Волги. В конце XVIII — первой трети XIX вв. входил в состав Борисоглебской ул., затем именовался Вознесенским пер. В 1870 г. на углу переулка с Н.-Набережной (ныне Лесной ул.) основана паровая мельница Н. Я. Аристова (сейчас мукомольный завод № 1), давшая с 1925 г. название самому переулку. Дом № 5 — б. церковь Вознесения 1654 г. (без колокольни и куполов) — памятник архитектуры. Улица Лесная - от ул. Чайковского до Черной речки. Проходит по набережной Волги, застройка односторонняя. Заселение левобережья Волги началось вскоре после основания Костромы. По плану 1784 г. на улице разрешалась лишь каменная застройка. С XVIII в. здесь возникают пряжеварни и кожевенные заводы (Масленниковых, Стригалевых, Сыромятниковых, Дурыгиных, Пыпиных, Стоюниных, Коржавиных и др.), отдельные из которых существовали до конца XIX в.; В конце 1870-х — нач. 1880-х гг. основаны паровые мельницы Аристова (ныне мельзавод) и Толстопятова (маслобойный завод) и колоколенный завод Серапиона Забенкина (на пустыре за Газетным пер.). В 1932 г. вдоль набережной проложена железнодорожная ветка. В 1960-х гг., в связи со строительством автопешеходного моста через Волгу, снесен ряд каменных зданий с прилегающих участков. Первоначально именовалась Нижней Дебрей, с конца XVIII в. — Нижней Набережной — до 1880-х гг. эти названия сосуществовали. Современное название получила в 1925 г. (дебря — лес). Дома № 1, 7, 11, 13, 15, 19, 39, 43, 45, 47 — памятники жилой архитектуры конца XVIII — нач. XIX вв. Улица Кооперации, которая больше известна в истории Костромы под именем Нижней Дебри. Дебрями в русском языке называют места, заросшие густым, непроходимым лесом. На месте улицы до XIII века действительно был сосновый, богатый дичью бор. Костромской князь, терем которого стоял на берегу Сулы, ездил сюда на охоту. Так как ежедневно проводить охотничьих собак через лесной бурелом оказалось затруднительным, то расчистили место в конце нынешней улицы и построили там псарню и избы для псарей. Позднее новая слободка соединилась с городом. Лес постепенно вырубили, и о нем напоминает лишь прежнее название улицы. В первые послеоктябрьские годы на ней разместились правления многочисленных кооперативов, и улицу переименовали в ул. Кооперации. И только в 1996 году ей вернули историческое название, но ...... с ошибкой! исторически Нижней дебрей называли Лесную улицу. Аристов Иван Яковлевич — владелец мукомольной мельницы на Набережной р. Волги, картофелетерочного и паточного заводов при с. Николо-Борщине. Аристов Иван Яковлевич (около 1834 – 1898) – купец первой гильдии. Глава торгового дома (1883). Владелец пассажирского парохода «Верный слуга» (1869), паровой мельницы (1870), крахмало-паточного завода в селе Борщино Костромского уезда (1902) и каменных домов на Александровской и Нижне-Набережной улицах. Гласный городской думы (1870) и уездного земского собрания (1883 — 1888). Городской голова (1893—1898). Член Костромского комитета торговли и мануфактур (1900). Попечитель Костромского реального училища (1896). Староста Никольской церкви за Волгой (1863—1884) и строитель церковно-приходской школы. Пожизненный член Федоровско-Сергиевского братства. Потомственный почетный гражданин (1894). Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава II—III степеней, знака Красного Креста и др. При нем построен городской ломбард (1896), открыта народная библиотека-читальня имени А.Н. Островского (1896) и разбит сквер на Сусанинской площади (1897). Сын крестьянина Никольской слободы. Жена — Прасковья Дмитриевна (около 1834—03.03.1902). Сын Николай (около 1855-21.03.1903). Похоронен в Богоявленском монастыре. Градоначальники Костромы, 1785-2003: От городского головы до главы самоуправления / Авт.-сост.: Т.М. Карпова, П.П. Резепин // Кострома: Костромаиздат-850, 2003. – 208 с.: ил. В книге собраны биографии и краткие характеристики правления всех градоначальников Костромы, в том числе и Аристова Ивана Яковлевича. Более подробную информацию по интересующим Вас вопросам можно получить в Муниципальном информационном центре Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина по адресу: ул Советская, 27/31. Часы работы с 10 до 18. Телефон: 31-31-04. 26.05.2024 23:46 НатальяВопрос: Здравствуйте! В поселке Сусанино Костромской области есть старинный дом - дом Углова. Помогите, пожалуйста, узнать историю его домовладельца. Заранее спасибо. Ответ: Добрый день! По имеющимся источникам в Муниципальном информационном центре историческое здание в поселке Сусанино, известное под названием «Дом жилой Углова» (ул. Ленина, 15), построено в конце XIX в. Сегодня этот дом – памятник архитектуры регионального значения, используется как многоквартирный жилой дом. Дом был построен представителем шапочного промысла, широко распространенного в Молвитино (ныне Сусанино). Наиболее полную информацию о доме Углова Вы можете найти в муниципальном информационном центре ЦГБ им. А.С. Пушкина (Советская, 27 тел. 31-31-04). Рекомендуем Вам обратить внимание на следующие издания:
17.04.2024 21:34
|