Б.М. Соколов родился вдали от северных морей в деревне Большая Каменка Кологривского района. С детства познал нужду и тяжелый труд крестьянский труд. Отец Бориса, Макар Иванович, был хорошим столяром, краснодеревщиком, работал на отходных промыслах в Ленинграде, куда и увез свою семью, когда Борис учился во 2 классе. В Ленинграде он окончил 6 классов. Купаясь в Финском заливе, Борис подолгу смотрел на проходящие мимо торговые суда и военные корабли. Видимо тогда он и стал мечтать о море.
В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года Соколовы вернулись в Большую Каменку. Среднюю школу Борис окончил в Кологриве. В 1945 году Борис Соколов поступил на судоводительский факультет первого послевоенного набора Высшего Арктического морского училища в Ленинграде.
Его трудовая деятельность началась в 1951 году на ледоколах «Илья Муромец» и «Сибиряков» в Ленинградском морском агентстве Главсевморпути. За проявленные профессиональные знания, инициативу и трудолюбие в 1954 году Соколов Б.М. назначается старшим помощником капитана ледокола «Сибиряков». С 1957 года в связи с передачей ледокола «Сибиряков» в Мурманское Государственное морское арктическое пароходство, вся трудовая деятельность Б.М. Соколова связана с городом Мурманском и Мурманским морским пароходством.
В ноябре 1959 года приказом Министра морского флота Б.М. Соколова назначают дублером капитана первого в мире атомного ледокола «Ленин», а в ноябре 1961года – капитаном. Когда Соколова назначили капитаном атомохода, ему было всего 34 года.
В 1961 году перед экипажем была поставлена одна из сложнейших задач - пробиться на атомоходе в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставить на паковую льдину экспедицию, построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10» и расставить вдоль кромки многолетних льдов шестнадцать дрейфующих автоматических радиометеостанций. В условиях полярной ночи ледокол поднялся за восьмидесятую параллель и на восточных подходах к мысу Арктический выставил самую северную радиометеостанцию.
В 1963 году за проявленный самоотверженный труд в сложных арктических навигациях и заслуги в деле развития морского транспорта Указом Президиума Верховного Совета СССР Б.М. Соколов награжден орденом Ленина.
В 1970 году было принято решение о проведении продленных навигаций. Соколов был непосредственным исполнителем экспериментального рейса и первой продленной арктической навигации по вывозу норильской руды из порта Дудинка.
Знаменательное событие в жизни экипажа атомохода и его капитана произошло 10 апреля 1974 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды СССР – ордена Ленина.
Серьезным вкладом в расширение сроков арктической навигации был первый Ямальский экспериментальный рейс. В феврале 1976 года атомоход «Ленин» под командованием Б.М. Соколова успешно совершил сверхраннюю проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал. С этого года рейсы на Ямал стали проводиться регулярно. За большой вклад в подготовку и проведение рейса капитан Соколов Б.М. был награжден орденом Октябрьской революции.
Атомный ледокол «Ленин» в период эксплуатации являлся кузницей кадров для атомоходов. При участии капитана Соколова формировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1981 года за выдающиеся успехи в труде Б.М. Соколову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Жил в Мурманске. Скоропостижно скончался, направляясь на атомоход 20 июня 2001 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.
А вы знаете, что …
- 28 лет из 30, которые ходил по арктическим морям атомный ледокол “Ленин”, на капитанском мостике стоял наш замечательный земляк Борис Макарович Соколов.
- При участии капитана Б. М. Соколова формировалось большинство специалистов атомного ледокольного флота СССР.
- Б.М. Соколов много сделал для сохранения первенца гражданского атомного флота страны и его преобразования в музей освоения Арктики. Теперь это один из символов северного города-порта Мурманска.
- Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий. По словам опытных моряков, если загрузить топливо в реакторы, «Ленин» без проблем пойдет своим ходом.
Что читать:
- Осипова З.И. Ледовый капитан. – Губернский дом. – 2005 г. – № 1 – 2. – с. 86 – 88.
- Шпара В. Земля капитана. – "Северная правда". – 1987 г. – 19 августа.
- Блянк Р. Ледовая вахта капитана. – «Северная правда». – 1981 г. – 14 июня.
- Скопинцева Л. Борис Соколов, идеолог российского атомного флота. История Росатома: Электронная библиотека. Атомный ледокольный флот России. Капитаны. – [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elib.biblioatom.ru/text/kapitany_2019/go,72/
|