Официальной датой, от которой ведется история Северной железной дороги, принято считать 16 сентября 1868 года – день открытия движения по Шуйско-Ивановской ветви.
Северная железная дорога – часть сети железных дорог страны, которая находится на севере и северо-востоке Европейской территории России. Захватывает ряд областей: Архангельскую, Костромскую, Кировскую, Ярославскую, Вологодскую, Ивановскую, Владимирскую, Тюменскую, Тверскую области и Республику Коми.
Общая длина Северной железной дороги составляет 5956 км. Число сотрудников, обеспечивающих ее работу, равняется 64 757 человек. За год по ней перевозится 225,5 тысяч тонн грузов. Перевозка пассажиров на дальнем следовании составляет 15,3 тысячи человек в год, а на пригородном сообщении – 25,4 тысяч человек в год.
Северная железная дорога – самая северная железнодорожная сеть в России и мире. Она проходит в том числе по территории вечной мерзлоты.
Железная дорога используется в большей степени для хозяйственных целей, чем для перевозки пассажиров. В лесной зоне она служит главной магистралью, по которой перевозится древесина. По ней проходит четвертая часть лесоматериалов, производимых в нашей стране. Также ею пользуются Череповецкий металлургический комбинат и Ярославский нефтеперерабатывающий завод. И, конечно, газодобывающие компании, деятельность которых активна на ее северо-восточном ответвлении, в регионе Крайнего Севера. Без Северной железной дороги невозможно было бы доехать на поезде до Архангельска, Воркуты и газовых месторождений Ямала.
А вы знаете, что…
- Строительство Северной железной дороги связано с именем профессора Московского университета, друга Герцена и Гоголя — Федора Васильевича Чижова. Это был разносторонне одаренный человек. Крупный промышленник, ученый в области физики и механики, писатель, историк литературы и искусства. К строительству «первой русской» (без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада Ф В. Чижов привлек московских купцов. Среди них были братья Шиповы, И. Ф. Мамонтов.
- Железная дорога пришла в Кострому в 1887 году, связав губернский центр с Ярославлем и Москвой; спустя десять лет Кострома получила железнодорожное сообщение с Рыбинском, а через него с тогдашней столицей, Санкт-Петербургом.
- Протяженность железнодорожных путей общего пользования, принадлежащих Северной железной дороге на территории Костромской области, составляет 641 км.
- Крупными узловыми пунктами являются железнодорожные станции в Буе, Нерехте, Галиче. Через станцию Нерехта осуществляется железнодорожное сообщение областного центра с Ярославлем и Иваново. Через станцию Буй осуществляется связь с Москвой и Санкт-Петербургом, а также с Дальним Востоком России. Основные пассажирообразующие станции: Кострома-Новая, Буй, Нерехта, Галич, Мантурово, Шарья.
Что читать:
- Василенко, А. Прогулки по улицам Костромы. Кн. 2./А.Ю. Василенко – Кострома, 2013.- С. 326-357
- Город Буй – земли костромской уголок.- Кострома, 2010.- С. 147-167
- Костромская сторона. Загадки истории, предания и обычаи.- Кострома, 2010.- С. 85-89
- Дягилева, Т. «Колеса диктуют вагонные…»: из истории ж/д в Костромской губернии/ Т. Дягилева// Губернский дом.- 2016.- №3.- С. 92-94
- Праздник по-буйски : 135 лет Северной ж/д //МК в Костроме.- 2003.- 6-13 авг.- С. 2