Поиск
|
Белькова Наталия Михайловна, заведующая отделом киноискусства ОГБУК «Областной Дом народного творчества им. Иосифа Кобзона»
Фильмография Михаила Ивановича Пуговкина. В 2023 году мы отмечаем 100-летие нашего земляка известного и всеми любимого актера Михаила Пуговкина! Михаил Пуговкин - советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР. Он ассоциируется у публики с десятками прекрасных ролей, а все, потому что с детства Мишу манил театр. Когда будущему актёру исполнилось тринадцать лет, его матери потребовалось длительное лечение, и семья переехала к родственникам в Москву. Прибавив себе два года, Пуговкин устроился на Московский тормозной завод учеником электромонтёра, а после работы ходил в драмкружок при местном клубе. Именно там началась его счастливая актёрская судьба. Однажды на спектакль драмкружка попал главный режиссёр Московского драматического театра — была такая практика: искать таланты среди любительских коллективов. Он заметил молодого человека и пригласил попробовать себя на сцене профессионального театра. Так Михаил оказался артистом вспомогательного состава театра на Сретенке. Почти сразу же им заинтересовался режиссёр Григорий Рошаль, увидевший в молодом актёре харизму разудалого купца и пригласивший в свой фильм «Дело Артамоновых» на маленькую роль Степаши Барского. Съёмки эпизода закончились 22 июня 1941 года, а через два дня актёр ушёл на фронт добровольцем. Служил тогда еще Пуговкин разведчиком в стрелковом полку, без единой царапины прошёл тяжёлые бои под Смоленском, а в 1942 году был ранен в ногу под Ворошиловградом. Ранение было серьёзным — началась гангрена и встал вопрос об ампутации. Ему удалось уговорить хирургов полевого госпиталя попытаться спасти ногу: «Я же артист! Как же я работать буду!». Ампутации удалось избежать, но на фронт он больше не вернулся — его сразу комиссовали. В 1943 году Михаил Пуговкин вернулся в московский театр и поступил в Школу-студию при МХАТе. На экзаменах он читал лиричное произведение — пушкинскую «Ночь», однако приёмную комиссию его серьёзное исполнение очень веселило… Во время учёбы Пуговкин снимался в кино — с его участием вышли фильмы «Кутузов», «Свадьба» и «В шесть часов вечера после войны». Учёба давалась тяжело — сказывалось отсутствие образования. На втором курсе актёр «завалил» сессию — не сдал зачёты по марксизму, истории и французскому языку. За неуспеваемость был отчислен и отправился на службу в танковое училище, где стал ответственным за самодеятельность. Во МХАТе это засчитали за экзамены, и через год Пуговкин продолжил учёбу. В 50-х годах Пуговкин стал популярным актёром — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин». За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актёр понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана. После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актёром сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Горького. После фильма «Солдат Иван Бровкин» к нему пришел настоящий успех. Не менее успешными оказались киноленты «Девчата». Все помнят фразу «Долго не сидите, общежития в этом году не предвидится». Эта фраза прозвучала в кинофильме «Девчата», в котором Михаил Пуговкин играл роль завхоза. Фразу придумал сам Пуговкин. Лютый январь, который должен был стоять на улице по сценарию, снимали в июне под Ржевом. Настоящая зима получилась благодаря хорошо задекорированной площадке: вокруг лежал искусственный снег, а все актеры ходили в шапках и полушубках, умирая от жары. Кино захватило его полностью — режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей. Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд. Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пёстрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть!». Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актёру такой подход не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссёр не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Фёдором. На съёмочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актёр почувствовал себя неуютно и пошёл к режиссёру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина…». На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнём снимать». Самой сложной оказалась сцена с разрубанием стульев топором — стулья оказались очень прочными и Пуговкин шесть часов рубил их на берегу штормящего моря. На этой сцене его продуло так, что актёр несколько месяцев потом болел. Съёмки комедии «Спортлото-82» тоже не обошлись без происшествий. Михаил Пуговкин ездил на съёмки с любимым литровым бидоном и кипятильником, и однажды он вскипятил воду и случайно вывернул весь бидон на себя. Съёмки остановили на три недели — именно столько актёр лежал в больнице. После выписки он приходил на съёмки забинтованным и поначалу не мог даже повернуться. Фильм «Спортлото-82» стал последним совместным фильмом Пуговкина и Гайдая. Актёр с удовольствием снимался у режиссера Александра Роу — сказочные герои вообще занимали отдельное место в его фильмографии. Он сыграл царей в фильмах «Огонь, вода и… медные трубы», «На златом крыльце сидели» и «Варвара-краса, длинная коса», Атамана в «Золотых рогах», Воеводу в «Финисте — Ясном Соколе». Роу очень сожалел, что они встретились только 1969 году — он был готов давать ему роли в каждом фильме, но успел снять только в четырёх. Режиссёр считал, что для любого сказочного персонажа необходимо богатое чувство юмора, а у Пуговкина оно было прекрасным. Активно сниматься в кино Михаил Пуговкин закончил в 90-е годы, но тогда это была обычная ситуация для многих актёров. Ему предложили несколько сценариев, он по финансовым соображениям согласился сняться в паре фильмов, но удовольствия от съёмок не получил. Самым ярким проектом с его участием стали «Старые песни о главном», которые на время возродили эпоху советского кино и дали возможность Михаилу Пуговкину ещё раз сыграть одного из своих самых ярких персонажей — режиссёра Якина. В 1991 году актёр переехал в Ялту, где основал Центр Михаила Пуговкина. В Центре проходили кинопоказы и встречи местных жителей не только с самим Пуговкиным, но и с его друзьями-актёрами. Михаил Пуговкин считал себя счастливым человеком и очень любил жизнь, своих родных и друзей, своих зрителей. И они отвечали ему взаимностью! В одном из интервью он говорил: «Я со своими зрителями, почитателями дружу, стараюсь их не огорчать. На малой родине актера в Костромской области в городе Чухлома уже несколько лет проводят фестиваль имени своего земляка «Чухломская пуговка». Там и музей с костюмами и личными вещами, и самый необычный памятник артисту в виде трехметровой пуговицы. Мы гордимся свои земляком, и очень рады, что проходят данные мероприятия не только на Костромской земле, а во всей России!
|