Поиск
|
200 лет со дня рождения Л.А. Серякова, русского художника – гравера, первого в истории отечественного искусства академика гравюры (1824–1881 гг.)Лаврентий Авксентьевич Серяков - сын крепостного крестьянина из деревни Холопово Солигаличского уезда Костромской губернии, отданного помещиком в солдаты. Будущий художник родился в походе 3-го карабинерного полка, в дороге между Тульской и Калужской губерниями. В придорожном селе священник окрестил его и нарек Лаврентием – по ближнему в святцах угоднику. Лаврентий – увенчанный лаврами, и с именем судьба угадала. Детство и молодые годы будущего художника были безрадостными. Уже в возрасте восьми лет Лаврентий Серяков был зачислен на военную службу, но жестокая муштра и телесные наказания не убили в нем жажду знаний и страсть к рисованию. Он последовательно побывал полковым певчим и музыкантом, учителем солдатских детей. В 1843 г. за отличие и безукоризненную грамотность Лаврентий Серяков был переведен писарем в столичный департамент военных поселений. Здесь, в Петербурге, у Серякова развилась страсть к чтению и рисованию. Начальство особенно оценило точность и аккуратность исполнения чертежей, потому и определило писаря в военные топографы. А вскоре военный топограф и художник-любитель увлекся ксилографией – гравюрой на дереве. Он осваивал это искусство самоучкой, без знания малейших приемов и техник гравирования, без инструментов для работы. Первые свои гравюры Серяков нарезал перочинным ножом. Он рискнул предложить их в журнал «Иллюстрация», который издавал Нестор Кукольник. И это была удача. Кукольник, искавший хорошего гравера для своего издания, был поражен тем, что эти прекрасные гравюры выполнены обыкновенным перочинным ножом. Знаменитый поэт, драматург и общественный деятель принял самое горячее участие в судьбе начинающего гравера Серякова. Он выписал для него специальные инструменты – штихели разной формы, а главное – по ходатайству Кукольника 23-летний Серяков был принят в Академию художеств, вольноприходящим учеником. Свой талант Лаврентий Серяков оттачивал в гравировальной мастерской К.К. Клодта, брата знаменитого скульптора, а вскоре и подружился с этой знаменитой семьей. На скромного, добросовестного ученика с его необыкновенным усердием, упорством в постижении искусства гравюры обратило внимание руководство Академии – поддержку Серякову оказывали именитые вице-президент Ф.П. Толстой, ректор В.К. Шебуев, профессор исторической живописи Ф.А Бруни. В 1858 г. гравюра с рисунка Рембрандта «Неверие апостола Фомы» доставила Серякову пенсионерство за границу (денежное пособие для дополнительного совершенствования мастерства, аналог современного гранта). В течение 6-ти лет он работал в лучших граверных мастерских Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Бест, основатель старейшего французского иллюстрированного журнала «Magasin Pittoresque», был просто покорен изящными политипажами Серякова – заставками, виньетками, титульными иллюстрациями, и в большом количестве публиковал их в своем журнале. Более того, французы доверили русскому граверу Лаврентию Серякову иллюстрировать «Историю Франции», вышедшую в Париже в 1859-60 гг. На родину Лаврентий Серяков вернулся не только блестящим мастером, но и европейской знаменитостью. В октябре 1864 г., после показа на академической выставке портретных гравюр, выполненных за границей, Серяков был удостоен звания академика гравюры на дереве – первого и единственного России. Л.А. Серяков был автором около 500 гравюр, исполненных виртуозного мастерства. Они украсили русские художественные издания 1840 - 1870 гг. К числу наиболее значительных его работ относятся репродукции для популярных журналов «Всемирная иллюстрация» и «Нива». Он создал целую галерею портретов русских писателей для «Русской библиотеки», 30 портретов русских исторических деятелей (совместно с И.И. Пановым) для издания «Отечественная история», а также цикл из 56 портретов – приложений к номерам журнала «Русская старина». В изысканных гравюрах Лаврентия Серякова предстает перед нами романтический облик Павловска, резиденции самого противоречивого русского императора – в уникальном, парадном издании «Павловск. Очерк истории и описание. 1777-1877». Заслуженный авторитет в художественном мире привел к сложению вокруг Серякова целой школы мастеров ксилографии. С 1865 по 1876 гг. он преподавал гравирование на дереве в рисовальной школе Общества поощрения художеств, в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Лаврентий Авксентьевич оставил много учеников, горячо любивших своего добродушного и отзывчивого наставника. Среди воспитанников, продолжателей его дела, был и Василий Матэ, один из самых знаменитых наших граверов. Он был особенно любим мастером, и именно ему Серяков завещал все свои инструменты. Неутомимый труд, лишения, вынесенные в детстве и молодости, не могли не сказаться на здоровье Лаврентия Авксентьевича: чахотка, следствие тяжелых условий жизни. Расстроенное здоровье заставило его уехать в 1874 г. за границу. Живя и лечась во Франции, Серяков продолжает работать по заказам журнала «Русская старина». Преданный и любящий сын, он выписал за границу и свою старушку-мать. После ее смерти здоровье художника резко ухудшилось, и в 1880 г. по совету врачей он уехал в горы близ Ниццы. Смертельно больной, Серяков не перестает работать. Портрет историка С.М. Соловьева остался на гравировальном станке неоконченным…
А вы знаете, что …
Что читать:
|