90 лет со дня пуска в г. Костроме судомеханического завода (1934). Ныне ОАО «Костромской судомеханический завод»
Костромской судомеханический завод занимается строительством катеров с 1934 года. Предприятие имеет полный цикл производства, свое конструкторское бюро и испытательный цех. Завод выпускает более 50 видов водометных катеров различного назначения – служебные, прогулочные, пассажирские, скоростные, пожарные, буксирные. Предприятие является поставщиком для федеральных структур России – ФСБ, МВД, МЧС, специальных и спасательных служб.
Костромской судомеханический завод представил на выставке «Армия-2023» новый десантно-штурмовой катер. Судно полностью собрано из комплектующих отечественного производства. Десантно-штурмовой катер предназначен для выполнения патрульных, диверсионных и противодиверсионных операций, доставки и огневой поддержки действий подразделений специального назначения и морской пехоты. Судно развивает скорость не менее 40 узлов, способно высаживать десант с подходом на высокой скорости, в том числе, на мелководье.
А вы знаете, что …
- Официально датой основания завода является 1 апреля 1934 года, когда был подписан акт о передаче костромской катеростроительной артели в систему предприятий треста «Лесосудомашстрой» Наркомата лесной промышленности. Фактически это был лишь новый этап в истории развития и становления завода.
- За рекой Костромой в Трудовой Слободе была небольшая механическая кустарная мастерская братьев Бобровых. Здание представляло собой ветхий сарай, в котором были несколько токарных и сверлильных станков, строгальный станок, движок мощностью 12 лошадиных сил, небольшие вагранки для медного и чугунного литья. Вблизи располагались две кирпичные кузницы на четыре горна, принадлежавшие братьям Коневым. В 1929 году были выкуплены мастерская, кузницы и дом под контору. Так была создана кооперативная артель, которая через два года получила название «Промысловая механическая и судостроительная артель имени XIV-го Октября». Таким образом, уже имелась производственная база и руководство. Рабочих стали набирать из числа жителей окрестных заречных деревень: Гридино, Аганино, Аферово и других, где жили людей ценной в то время профессии — котельщики. Секреты этой специальности люди хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.
- В те далекие времени на заводе катера изготавливались целиком клепанными. На улице был сильный грохот. Такая работа была причиной ухудшения слуха работников. Без сомнения, это был тяжкий труд, но работники продолжали с усердием выполнять свою работу. Первые катера прошли испытания на реке Костроме в июле 1930 года. В этом году спустили на воду 8 судов. В то время в артели работало всего 80 человек.
- В годы Великой Отечественной завод перешел на выполнение военных заказов. Несмотря на все тяготы этого времени, весной 1942 года на заводе впервые начали строить цельносварные катера. Корпуса с этого момента стали ставить на стапель килем вверх, а не вниз, как ранее. Катера, производства Костромского судомеханического завода, участвовали в битвах за Сталинград, были на реках Румынии, Венгрии, Югославии, Болгарии и участвовали во взятии Берлина». Кроме того, на Судомеханическом заводе освоили производство аэросаней для нужд фронта.
Что читать:
- Степанова Н. Они ковали победу в тылу [Текст] / Н. Степанова //Костромские ведомости. – 2021. – 24 – 30 августа (№34). – с.12
- Никитин Е. Движение вперед: Костромские предприятия успешно развивают производство продукции для оборонно-промышленного комплекса [Текст] / Е. Никитин // Костромские ведомости. – 2022. – 11 октября (№41). – с.2
- Соколов Н. И. Годы, люди, катера: страницы истории Костромского судомеханического завода [Текст]: / Н. И. Соколов. - Кострома: Костром. обл. тип., 1971. - 92 с.: ил.
- Костромской судомеханический завод: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://boat-ksmz.ru