Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
135 лет со дня рождения теоретика педагогики, действительного члена АПН РСФСР, профессора и ректора ЯГПИ П.Н. Груздева (1889-1953), уроженца г. Костромы. - Централизованная библиотечная система города Костромы Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

135 лет со дня рождения теоретика педагогики, действительного члена АПН РСФСР, профессора и ректора ЯГПИ П.Н. Груздева (1889-1953), уроженца г. Костромы.

Павел Никодимович Груздев родился 30 августа 1889 в Костроме в семье мелкого чиновника. Учился в мужской гимназии, одной из лучших школ в городе. После окончания костромской гимназии П.Н. Груздев учился на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1916 г. Вернулся в Кострому.

С 1916 по 1919 г. преподавал латынь и русский язык в учебных заведениях Костромы, заведовал Костромским отделом народного образования. В 1918 году участвовал в работе 1-го Всероссийского съезда по просвещению в качестве делегата Костромской губернии. Декан факультета Костромского университета и организатор Союза работников просвещения. Инициатор создания Костромских института народного образования, центральной научной библиотеки и драматической студии. Редактор журнала «Вестник просвещения Костромского края».

В 1922 г. переехал в Ярославль. В течение двух лет – декан педагогического факультета и преподаватель педагогики Ярославского государственного университета. С 1924 г. – профессор педагогики и ректор Ярославского педагогического института, созданного на базе педагогического факультета упразднённого университета; одновременно заведовал кафедрой педагогики. Несмотря на то, что ярославский период жизни Павла Никодимовича занимал сравнительно небольшой отрезок времени (1922-1928 и 1941-1945 гг.), именно в эти годы он много сделал для подготовки молодых кадров учителей.

С 1928 по 1940 гг. П. Н. Груздев по приглашению Наркомпроса РСФСР работал в Москве.

В 1928-1930 гг. заведовал отделом педагогического образования Главного управления профессионального образования Наркомпроса РСФСР. Возглавлял кафедру педагогики в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1938 г. ему присвоена учёная степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Перед самым началом войны переехал в Ленинград, откуда был эвакуирован в Ярославль, где снова преподавал в ЯГПИ и возглавлял кафедру педагогики.

В 1945 г. избран действительным членом Академии педагогических наук РСФСР.

П. Н. Груздев автор работ по методологии (проблемы законов, принципов и правил в педагогике), теории и практике воспитания и обучения.

В начале 30-х годов под его руководством был создан и опубликован в 1932 году учебник педагогики для педагогических техникумов. В 1940 году — вышел в печать учебника «Педагогика», адресованный преподавателям и студентам педагогических учебных заведений и университетов, в котором Груздев написал первые семь глав раздела «Общие основы педагогики». В 1946 году статья «Понятия закона, принципа, правила в педагогике» вызвала большой интерес в среде педагогов, психологов, философов. В 1949 году — увидела свет коллективная работа, которая была проведена под его руководством и редакцией и где он написал вводную статью, это «Воспитание мышления в процессе обучения». В 1950 г. выходит в свет монография П. Н. Груздева «Вопросы воспитания и

обучения».

В 1950 г. подвергся на страницах журнала "Советская педагогика" огульной критике за свою книгу "Вопросы воспитания и обучения" (М., 1949). Эта, по сути, идеологическая травля сказалась на судьбе П. Н. Груздева: он был уволен с поста директора НИИ педагогики, но остался в институте в качестве старшего научного сотрудника.

Умер 13 июля 1953 г. в Ленинграде и был надолго и незаслуженно забыт как незаурядный теоретик педагогики, некоторые идеи которого опередили своё время.

Педагогическая деятельность П. Н. Груздева отмечена государственными наградами: орденом «Знак Почета» (1944), орденом Ленина (1951).

 

А вы знаете, что … 

  • Будучи гимназистом Павел записал в своем дневнике:

    Мечта № I. В течение нескольких лет покупать копеечные книги, сложить их в сундук (о шкафах и полках я не имел представления - больше дома ничего, кроме сундука, не было) и давать читать жителям соседних улиц.
    Мечта № 2. Покрыть Россию кружками самообразования.
    Мечта № 3. Быть учителем гимназии в уездном городишке.
    Мечта № 4. Уйти монахом в тихий монастырь, где природа, книги, размышления. 
  • В трудовой книжке рукой П.Н. написано, что с 1906 по 1916 гг. он занимался репетиторством и позднее, в автобиографических заметках, он запишет: «Некоторые педагоги приходили в педагогику через ребенка, через психологию, я пришел через педагогическую практику еще на гимназической скамье».