Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
140 лет со дня рождения русского советского живописца и графика И.И. Каликина (1884 — 1941), уроженца с. Шокша Галичского уезда - Централизованная библиотечная система города Костромы Централизованная библиотечная система города Костромы

Поиск

 

       

 
 

Мы в социальных сетях

АКТУАЛЬНО

 

Наши акции

Художник Иван Иванович Калинин (1884-1941) при надлежит к тому поколению советских мастеров изобразительного искусства, чье творчество рождалось и развивалось в процессе становления нового советского искусства. Калинин пришел в искусство на грани двух столетий и двух социальных эпох. В его творчестве отразились дух времени, противоречия, образы, стиль и новаторство. Искусство Калинина обладает неповторимым своеобразием. Живописные его произведения несут в себе как в своем содержании, так и формальном их решении характерные особенности, чем и выражаю т в высшей степени дух своего времени, содержание своего времени. Самобытность творчества видения мира делают его художественное наследие тем более ценным не только для художественной культуры костромского края, но и для всего русского изобразительного искусства.

Он родился 10 сентября 1884 года в деревне Шокша близ Галича. Исследователи считают, что он происходил из семьи местных купцов-промышленников. имевших кожевенные заводы. Правда, родство это не прямое, Каликин был дальним родственником промышленников. В Галиче Каликин получил среднее образование, затем окончил Костромское реальное училище. Там он всерьез увлекся рисованием. В 1909 году он поступил в Высшее художественное училище при императорской Академии художеств. Он учился у известного русского художника-педагога профессора Я.Ф. Ционглинского. В 1912 году он вышел из училища, не окончив его. Мотивы, по которым он прервал учебу в Петербурге, остаются невыясненными. Известно, что занятия живописью он продолжал самостоятельно. С мая 1919 года по сентябрь 1929 года Каликин живет и работает в Галиче в качестве учителя рисования в общеобразовательных школах повышенного типа и руководит кружком рисования в детском клубе им. А.В. Луначарского.

В феврале 1921 года Каликина откомандировали в Петроград для продолжения образования в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских. Возвратившись в Галич, Каликин занимается педагогической работой: преподает рисование в школе 2 ступени, а также в 1-й и 2- й семилетках. По мнению галичского краеведа Л. И. Белова, с конца 1929 года по начало 1933 года Каликин занимается только творческой работой, при этом испытывая острую материальную нужду.

25 апреля 1926 года в Москве в Государственном музее изящных искусств на Волхонке открылась выставка “А.С. Пушкин в графике", на которой принял участие графическими работами и Иван Каликин. В том же году в Ленинграде в залах Академии художеств экспонировалась 8 выставка АХРР (Ассоциация художников революционной России) "Жизнь и быт народов СССР": среди экспонентов был и И.И. Каликин.

В двадцатые годы Иван Иванович, живя в родном городе, наблюдая его быт, людей, также начинает работать в сатирическом жанре. Он начинает сотрудничать в самом активном и боевом сатирическом журнале “Крокодил”. В течение 1927– 1929 гг. он печатает здесь серию под названием “Провинция”, порой по два-три рисунка в одном номере. За эту серию он получает первую всесоюзную премию. По воспоминанию Л.И. Белова, “сатирические рисунки И. Каликина в Галиче ждали, ибо в их в персонажах узнавали не только сами жизненные ситуации, но и конкретных лиц”. Но, не делая свои рисунки с натуры, как делают живописные этюды, он стремился к обобщению, к стилизации, а для этого Каликин не просто брал из жизни факт, а всесторонне его изучал, вникал в глубину его сущности.

В 1933 году художник, оказавшись в последней стадии бедности, поступает на должность художника по изготовлению клише в местную редакцию газеты “Северный колхозник”. Эта работа давала хоть и скромный, но стабильный заработок.

В 1936 году Каликина увольняют с работы в редакции газеты “Северный колхозник" “ввиду того, что заключен договор с бюро-клише (Москва) на изготовление клише из цинка". В редакции Иван Иванович приготавливал клише на линолеуме. После увольнения из редакции Каликин поступает на работу в Галичское педагогическое училище, где вначале работает “художником по оформлению и оборудованию кабинетов". А затем становится преподавателем рисования в этом же училище.

В книжных фондах Галичского краеведческого музея я разыскал прекрасно изданную в издательстве “Геликон" в 1918 году книгу “Гравюры Альбрехта Дюрера" А.А. Сидорова. На шмуцтитуле карандашом чьей-то неизвестной рукой сделана следующая запись: “Художник Ив. Ив. Каликин 2/XI - 1941 г. + в 7 ч. утра в больнице терапевтич. отделения сначала коридор потом палата."

В последние часы своей жизни художник читал книгу о великом немецком художнике, великолепном мастере рисунка. Галичский мастер продолжал учиться, при этом сам владел прекрасно и рисунком, и цветом.

Виктор ИГНАТЬЕВ 

 

Предлагаем посмотреть небольшую видеозарисовку о творческих работах художника. 

 

А вы знаете, что …

  • Особенно дарование Ивана Каликина раскрылось в сатирическом жанре. Несмотря на приглашения переехать на работу в Москву в редакции журналов «Крокодил», «Лапоть», «Чудак», Иван Иванович Каликин не захотел расставаться со своим родным Галичем и продолжил создавать новые и новые полотна на местные темы. Он написал ряд картин, посвященных истории Галича. Среди них «Взятие Галича татарами в 1238 году», «Выступление галичского ополчения на борьбу с польскими интервентами в 1609 году», «Сбор ополчения в Галиче против поляков».

  • В 1926 году впервые участвует в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств на Волхонке в Москве. Его картины «Рыбаки», «Жатва», «Праздник в деревне» были отмечены в центральной прессе.

  • В письме галичскому краеведческому музею Надежда Феликсовна Беран (дальняя родственница) пишет: «В 1930 году Иван Иванович Каликин был холост и жил с матерью напротив школы №4, на первом этаже двухэтажного деревянного дома в небольшой квартирке. Когда его мать умерла, Иван Иванович оказался совсем беспомощен, неприспособлен к жизни. Моя мама, пожалев его, пригласила его пообедать, и мы чем могли помогали ему. За что он отблагодарил нас. Подарил нам 3 свои картины».

  • Далее Надежда Феликсовна вспоминает: «Он нарисовал 2 больших картины, которые висели в ресторане «Галич» до войны. А в войну от сырости и холода они испортились. Я видела их в жалком, плачевном состоянии. Видимо, их выкинули. Одна из них - это Рыбная слобода, вид со стороны озера, где вдоль всего берега сплошной стеной тянутся развешанные рыбацкие сети. Эту картину Иван Иванович рисовал с лодки (это устроил мой отец). В лодке были – наша семья: отец, мама, я и Иван Иванович. Мне, маленькой девочке, было смешно, что Ив. Ив. очень боялся, когда лодка чуть-чуть колыхнётся на воде. Он в страхе за всех цеплялся, а я хохотала, за что меня мама одёргивала. Когда я стала подростком, то с удовольствием любовалась на эту прекрасную картину и вспоминала, как она создавалась. «…» 

 

Что читать: 

  • В. Игнатьев В.  «На грани двух эпох»: О художнике И.И. Калинине [Текст] / В. Игнатьев  // «Губернский дом»: Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал. – 2000. - №2. – с. 13 – 14.
  • Каткова С. Что зашифровал художник: Галичский музей открывает тайну / С. Каткова // «Губернский дом»: Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал. – 2000. - №2. – с. 75 – 77.