Поиск
|
165 лет со дня рождения Д.П. Дементьева – Бармина (1859 – 1926), краеведа и археографа, автора ряда книг по истории Поветлужья. Уроженец Ветлужского уезда Костромской губернии.Дмитрий Петрович Дементьев-Бармин — на редкость уникальная фигура в славной плеяде подвижников костромского краеведения. С его именем связано целое направление в деятельности местных научных организаций и позднейшие археографические экспедиции. Жил Дементьев в лесной глухомани, большую часть жизни на государственной службе не состоял и потому ни аттестатов, ни формулярных списков после себя не оставил. Его биография известна в основном лишь с его слов, а он, при любви к сочинительству, мог придумать и то, чего в действительности не было. Известно, например, что краевед родился в Ветлуге в семье ремесленника. Сам Дементьев своего происхождения не отрицал, однако предков отыскивал в глубинах истории, называя себя прямым потомком знаменитого зодчего XVI в., строителя храма Василия Блаженного — Бармы и утверждая, что имеет и соответствующие документы для доказательства. Документов этих, кажется, так никто и не увидел, но после революции Дмитрий Петрович присвоил вторую фамилию и подписывался «Дементьев-Бармин». Родился ветлужский собиратель 17 сентября 1859 г. Родители его были многодетны, крайне бедны и ничуть не честолюбивы. В силу своей несостоятельности они и не думали об обучении детей в школе — впоследствии краевед иной раз с гордостью, а подчас и с горестью отмечал, что все постиг самоучкой и не имеет за плечами даже церковноприходской школы. Зато о его профессии отец позаботился, с малых лет отдав сына «в ученье». Дементьев овладел, видимо, почти всеми нужными на Ветлуге ремеслами — позднее он вдоволь наработался и портным, и скорняком, и печником, и плотником. Что же потянуло этого умельца к истории? Вероятно, вся окружающая атмосфера. В Поветлужье все напоминало о седой старине — ведь это были места, воспетые в романах Мельникова-Печерского, где большинство жителей упорно держалось за «старую веру» с ее ветхими часословами и октоихами, «Поморскими ответами», историческими преданиями, традиционными обрядами и одеждой. А Дементьев был не просто любознателен, но достаточно грамотен — хотя в школе он не обучался, однако занимался, очевидно, у какого-нибудь дьячка, так как отменно разбирался в церковных книгах и при нужде мог служить за псаломщика. Трудно проследить в подробностях тот извилистый путь, идя по которому молодой ветлужский ремесленник, по его собственным словам, «оказался сочинителем, историком, летописцем и любителем старины». В захолустной Ветлуге сочинителю ни места, ни заработка не нашлось, и он отправился по деревням Варнавинского и Ветлужского уездов, желая к тому же «посмотреть мир». В селе Шанга, где поселился собиратель, у него накапливается целый сундук исторических документов. В 1884 г. Дмитрий Петрович перебирается в село Пыщуг Ветлужского уезда и определяется там на службу урядником. И там он использует свое положение для расширения собирательской деятельности. Созданная в 1885 г. в Костроме Ученая архивная комиссия стала рассылать по уездам требования о сборе исторических источников и сведений. Если прочие становые и урядники относились к подобным требованиям с небрежением, то пышугский урядник принимал их к неукоснительному исполнению и не ленился скакать десятки верст, прознав, что у кого-то хранится старый документ или фолиант. Ревностно собирал он сведения и о древних городищах, останках ископаемых животных и т. д. Часть приобретений Дементьев хранит у себя, многое отсылает и в Кострому, в Ученую архивную комиссию, — только в 1892 г. он пожертвовал комиссии 283 рукописи. В знак признания его заслуг костромская Ученая архивная комиссия избрала Дмитрия Петровича своим членом. Такое членство считалось почетным, и Дементьев являлся единственным крестьянином в составе комиссии. Обзавелся семьей, которая увеличивалась катастрофически, — к зрелым годам Дмитрий Петрович был уже отцом 11 детей. Все эти годы Дементьев собирал, выменивал и выписывал литературу по истории и жадно изучал ее. краевед досконально знал местные материалы, умел мобилизовать весь комплекс находящихся в пределах досягаемости источников. В 1890-х гг. Дмитрий Петрович написал несколько оригинальных работ по истории Поветлужья. Наиболее ценная из них — «Краткий исторический очерк Шангского городища», опубликованный в 3-м и 5-м выпусках «Костромской старины» 1901 гг.). Дмитрий Петрович считал основным для себя собирательство и не стремился часто публиковаться. Помимо рукописей, он коллекционирует различные предметы старины и концентрирует их в Ветлуге, мечтая об открытии там уездного музея. Но местные власти не поддержали собирателя, а музей его в Ветлуге обокрали. Дементьев был вынужден отказаться от своего намерения. Часть он отправил в созданный в 1891 г. Музей древностей костромской Ученой архивной комиссии, которая ставила его на первое место среди жертвователей. Тем не менее ветлужанин не отчаивается. Он приступил к составлению очередной, на сей раз «Петушихинской летописи», куда подклеивает старинные рукописи и документы (подлинники и копии — в зависимости от того, получил ли он их в полную собственность или временное пользование), свои сочинения, переписку. «В 7-мь лет, — пишет Дементьев в 1914 г., — здесь в Петушихе написал и собрал в полулист по 400 страниц 22 книги». Следует подчеркнуть, что археограф был щепетильно честен в отношениях с владельцами рукописей, возвращая взятые у них всегда аккуратно и в срок, что к тому же укрепляло его репутацию. В Петушихе, наконец, он усиленно работает над двумя статьями, оставшимися ненапечатанными: «Каменный век» и «Ветлужские народы с древних времен», которыми, как наивно похвастался автор, заинтересовались «два петербургских профессора». С 1912 г., когда в Костроме возникло Научное общество по изучению местного края, деятельность ветлужского краеведа стала поощряться. Для Дементьева вступление в Общество оказалось вдвойне счастливым: он заочно познакомился и подружился с секретарем Общества археологом и этнографом В. И. Смирновым, который содействовал устройству семейных дел краеведа, помогал ему во всем. 1917 г. Дмитрий Петрович, зорко, как и надлежит летописцу, всматривающийся в окружающую действительность, встретил в надежде на грядущие светлые перемены. Живя в затерянной в лесах деревушке, он чутко улавливает, что в России что-то происходит. «Скоро будем свидетелями лучших порядков и лучшей жизни», — с оптимизмом заявляет он в письме к Смирнову 4 февраля 1917 г. Для самого Дементьева год этот был втройне радостен. Академия наук наградила его знаком отличия. Жена устроилась продавщицей в лавку общества потребителей, и ей предоставили квартиру. А главное, весной 1917 г. КНО издало в виде отдельных выпусков своих трудов работу ветлужского краеведа «Из прошлого Пышугской и Заводской волости». Для него, не публиковавшегося с 1901 г., получение авторских экземпляров стало громадным событием. После победы Октябрьской революции Дементьев, как неимущий крестьянин, получил 10 десятин земли и, поселившись отдельно с женой, сыном и дочерью, принялся за разработку поля, огорода и сада. Лишь одно удручало краеведа — по распоряжению из Варнавина у него конфисковали «музей древностей» (и добро бы сохранили!). Прервались сношения с Обществом — в 1918 г. в Поветлужье вспыхнул кулацкий мятеж. К тому же на долю Дмитрия Петровича выпала забота о семьях трех своих сыновей, мобилизованных в Красную Армию. «Если бы не печная и не портняжная работа, то погибли бы с голоду». Тем не менее Дементьев оставался верен себе, все это время ведя «Современную еженедельную летопись». Едва в конце 1919 г. возобновилась его переписка со Смирновым, как он слезно просит достать «хоть 6 листов бумаги» — не на чем писать. Советская власть предоставила Дементьеву работу — с апреля 1920 г. он является секретарем волостного Совета: «В свободное время пишу исторические заметки и все главные события в Нижне - Никольской волости при селе Петушихе». В начале 1920-х гг. в Поветлужье развертывается массовое краеведческое движение, учреждается Ветлужское общество изучения местного края. К Дементьеву — патриарху ветлужского краеведения — молодая поросль относится с подчеркнутым и искренним уважением. Его избирают почетным членом Общества, на заседаниях которого заслушиваются рефераты о жизни «ветлужского летописца». Он еще бодр, трудится в поле, по-прежнему работает для Пулковской обсерватории. Продолжаются научные занятия: в 1925 г. Дмитрий Петрович пишет статьи «Ветлужские монастыри и пустыни» и «Кто были народы древней Бармии до прибытия славян», составляет солидный 239-й том уже «Барминской летописи». В июне 1926 г. краевед послал последнюю открытку В. И. Смирнову. Вскоре после этого он скончался.В. Бочков
А вызнаете, что …
Что читать:
|